Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Система быстрых платежей имеет ряд преимуществ перед эквайрингом»

Вице-президент, директор департамента цифровых продаж среднего и малого бизнеса ПСБ Роман Гаврилов — о причинах популярности Системы быстрых платежей у малого и среднего бизнеса.

Быстро, хорошо и дешево — так объясняют интерес к Системе быстрых платежей (СБП) предприниматели. Число наших клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ), решивших подключиться к данной системе, ощутимо растет с лета. В июле, например, такое решение приняли на 40% больше предпринимателей, чем месяцем ранее, оборот через СБП при этом вырос в 4,5 раза. В настоящий момент более 30% наших клиентов, которые уже обслуживаются по эквайрингу, подключены к СБП. Если говорить о новых клиентах, приходящих в ПСБ на эту услугу, то порядка 80% из них заинтересованы в Системе быстрых платежей. И этот интерес вполне объясним: СБП имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным эквайрингом. Прежде всего, это стоимость транзакций.

Эквайринг сейчас обходится торговым точкам в среднем в 2,2% от оборота, для льготных категорий это значение составляет 1,5%, комиссия же при использовании СБП для большинства компаний — всего 0,4–0,7%, то есть в три-пять раз ниже. Более того, летом правительство приняло решение о возмещении данной комиссии для малого и среднего бизнеса.

ПСБ одним из первых на рынке установил для бизнеса комиссию 0% при проведении оплаты в Системе быстрых платежей по QR-коду. Этим, в частности, и объясняется июльский взрывной рост интереса предпринимателей к СБП.

Второй важный момент — скорость расчетов. При эквайринге банк обычно переводит средства на счет продавца на следующий день. Однако при расчетах через Систему быстрых платежей перевод средств продавцу происходит мгновенно, что для многих имеет существенное значение, особенно в нынешних условиях, когда после кризиса многие малые предприятия испытывают нехватку оборотных средств. Мы убедились в этом, когда запустили возможность получать возмещение выручки по классическому эквайрингу три раза в день, и этот сервис стал востребованным у бизнеса.

Третий аргумент в пользу подключения к СБП — этот сервис, в отличие от эквайринга, не требует наличия терминала. Расчеты происходят по QR-кодам, которые продавец может выводить куда угодно — на экран кассового аппарата, на пречек, просто распечатать его на листе бумаги. Это тоже экономия — средняя стоимость терминала сейчас составляет 15–18 тыс. руб., для многих индивидуальных предпринимателей (ИП) и представителей микробизнеса это значительная сумма.

И наконец, простота подключения. Например, наши клиенты, у которых уже есть терминал, могут это сделать в интернет-банке или мобильном банке. Для новых клиентов процедура ненамного сложнее — достаточно отметить опцию с подключением СБП при заключении с банком договора на открытие расчетного счета.

Из всего сказанного, конечно, не следует, что сейчас все расчеты продавцов с покупателями мгновенно перейдут с карточек на СБП. Более того, скорее всего, большая часть расчетов в среднесрочной перспективе по-прежнему будет идти через эквайринг, на быстрые платежи же будет приходиться относительно небольшая их часть. И этому есть объяснение.

Прежде всего, СБП — инструмент новый и пока малознакомый, а менять устоявшиеся привычки достаточно сложно, на это нужно время. Второй момент заключается в том, что прием платежей через СБП все еще нуждается в совершенствовании клиентского пути.

При совершении покупки с использованием СБП необходимо выполнить несколько последовательных действий: активизировать камеру на смартфоне; считать QR-код; выбрать банк, через который будет произведена оплата; пройти идентификацию в мобильном банке; выбрать счет, с которого будет произведена оплата, подтвердить сумму. Только тогда деньги будут переведены на счет продавца. Привычный эквайринг со стороны покупателя выглядит намного проще: достаточно дважды нажать боковую кнопку смартфона или поднести его к терминалу, подтвердить свою личность при помощи TouchID или FaceID, и вы уже производите оплату картой, которая выбрана вами как приоритетная. И наконец, при расчетах через СБП не предусмотрен кешбэк, мили, бонусы — все, что клиент компании получает за счет той части комиссии, которая приходится на интерчейндж (interchange fee — межбанковская комиссия, которую банк-эквайер, обслуживающий торговую точку, перечисляет банку-эмитенту карты, которой произведена оплата при покупке товара. — РБК+) при классическом эквайринге. Покупатель также не сможет воспользоваться кредиткой и уже ставшим привычным грейс-периодом.

Однако малый и средний бизнес может получить существенную экономию на комиссиях за проведение платежей при подключении к СБП, а также обеспечить максимально широкий выбор вариантов оплаты товаров и услуг для своих покупателей.

Поэтому, на мой взгляд, дальнейшее успешное развитие Системы быстрых платежей для бизнеса во многом зависит от того, насколько активно предприниматели будут продвигать такой формат оплаты в своих точках продаж, а также от новых технических решений, упрощающих клиентский путь в СБП.

Чем известен ПСБ 

ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)  — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России по данным Центробанка и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ. Законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса.

Об авторе
Роман Гаврилов Роман Гаврилов Вице-президент, директор департамента цифровых продаж среднего и малого бизнеса ПСБ