Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Девять из десяти россиян не понимают, как формируется их пенсия»

Генеральный директор «СберНПФ» Александр Зарецкий — о том, что мешает россиянам планировать свою пенсию и как решить эту проблему.

Принято считать, что россияне не задумываются о размере своей будущей пенсии, а их отношение к этому вопросу можно описать одной фразой: «Какая-то пенсия у меня будет, но этих денег на жизнь точно не хватит». Однако, как показал опрос, проведенный «СберНПФ» и порталом «Рамблер» весной 2021 года, 89% россиян так или иначе интересуются своей будущей пенсией, хотя лишь 8% знают все про накопительную и страховую части, баллы и прочие нюансы.

При этом 51% респондентов признался, что пытались в этом разобраться, правда безуспешно. Еще 30% слышали о начислении баллов и формировании выплат из двух частей, но не поняли, как это работает. С другой стороны, почти каждый пятый опрошенный (19%) уже начал самостоятельно копить на пенсию, потому что не удовлетворен ее размером в государственном формате. Так что на самом деле россиян интересует их будущая пенсия, а вот какой именно она будет, они не представляют.

И люди не виноваты: система обязательного пенсионного страхования в России действительно сложна для понимания. К тому же она неоднократно менялась: переход на накопительную систему, заморозка обязательных отчислений работодателей в накопительную часть, увеличение пенсионного возраста. Менее резонансными, но не менее важными для расчета были неоднократные изменения требований к стажу и порядку начисления пенсионных баллов.

А ведь накопления на пенсию — это такие же финансовые активы, как и любые другие. За ними необходимо следить, как за собственными деньгами, потому что деньгами они в конечном счете и обернутся, — и неважно, как именно они формируются: в виде средств на счетах в НПФ или «пенсионных баллов». В любом случае это не абстрактные цифры, а реальные деньги, которые в тех же НПФ могут приносить вполне приличный доход, на уровне банковских депозитов.

Соответственно, вывод однозначен: «холодность» россиян к пенсионным накоплениям объясняется не равнодушием к проблеме как таковой, а сложностью самого финансового инструмента — точнее, его несовершенством.

«СберНПФ» нашел способ решить эту проблему. В феврале 2021 года мы запустили в приложении «Сбербанк Онлайн» «Пенсионную витрину» — вкладку «Пенсии» (для ее открытия приложение необходимо обновить до последней версии), в которой любой пользователь, не обязательно клиент «СберНПФ», может увидеть предполагаемый размер своей страховой и накопительной пенсии на текущий момент, количество имеющихся у него пенсионных баллов, стаж работы и накопления по негосударственному пенсионному обеспечению в «СберНПФ». Более того, эта витрина имеет прогностический характер: подсвечивает нехватку стажа для получения пенсии, отражает ход накопления баллов и т.д.

Кроме того, сервис позволяет пользователям увидеть ошибки в расчетах (недостающий стаж, неправильное написание фамилии или неверный номер СНИЛС). При обнаружении фактических ошибок потребуется обратиться в Пенсионный фонд России, чтобы исправить эти важные данные.

Таким образом, «Пенсионная витрина» показывает пользователям именно их накопления, что помогает им понять, хватит ли этих средств для жизни на пенсии. И это мощный стимул скорректировать свое финансовое поведение, например подключить инструмент для долгосрочных накоплений — индивидуальный пенсионный план (ИПП).

К 180-летию Сбербанка мы расширили функционал «Пенсионной витрины»: теперь она показывает пользователю не только информацию по страховой и накопительной пенсиям, но еще и по негосударственному пенсионном обеспечению. Мы улучшили клиентский путь, он стал проще и понятнее. Для того, чтобы все нововведения заработали пользователю необходимо обновить приложение до последней версии.

Всего за девять месяцев работы витрины ею уже воспользовались свыше 12 млн человек. Благодаря сервису интерес к ИПП проявили уже более 2,5 млн россиян. Только в первом полугодии 2021 года наши клиенты инвестировали в данный пенсионный продукт свыше 13 млрд руб.

Примечательно, что если до запуска витрины интерес к накопительным пенсионным продуктам в основном проявляли люди старше 45 лет, то в приложении ситуация прямо противоположная: более 70% посетителей — люди в возрасте от 25 до 45 лет, то есть те, кто привык получать финансовые услуги именно в таких приложениях.

Это в очередной раз подтверждает: мало разработать эффективный инструмент формирования сбережений — надо еще и донести его до потребителя в удобной и доступной форме. Особенно до молодого потребителя, поскольку формирование пенсионных накоплений — дело долгосрочное. Этот тот самый случай, когда лучший вариант начать копить на пенсию — десять лет назад. А еще лучше — сегодня.

Чем известен «СберНПФ»

«СберНПФ» — российский негосударственный пенсионный фонд, учрежденный Сбербанком в 1995 году. Объем активов средств пенсионных накоплений по итогам шести месяцев 2021 года составил более 760 млрд руб. По этому показателю компания занимает первую строчку на российском пенсионом рынке. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» в конце 2020 года «СберНПФ» присвоен исключительно высокий уровень надежности (А++).

Об авторе
Александр Зарецкий Александр Зарецкий Генеральный директор СберНПФ