Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«С зумерами нужно проще относиться к правилам субординации»

Президент группы компаний «Ланит» Филипп Генс — о подходах к мотивации молодых сотрудников.

В структуре трудоспособного населения преобладают миллениалы. Их доля в России, по оценкам SberCIB Investment Research, составляет 42,8%. Однако уже к 2036 году она снизится до 40%. Доля поколения Z (1997–2012 годы рождения) в трудовых резервах увеличится с 15,2 до 29,7%. Кроме того, в 2029 году трудоспособного возраста достигнет поколение «альфа» (2013 год рождения и младше), к 2036 году оно составит уже 16,6% трудоспособных россиян.

В Inventive Retail Group, которая входит в состав «Ланит» и объединяет сети специализированных магазинов цифровой электроники, уже сегодня работает много молодых сотрудников. Они хорошо понимают аудиторию и разбираются в трендах.

И когда кто-то из них, имея возможность хорошо зарабатывать, вдруг уходит из компании, это вызывает массу вопросов: «Хорошо ли мы знаем вчерашних студентов, которые сегодня приходят на первую в своей жизни работу?», «Почему из компаний уходят талантливые и амбициозные молодые сотрудники?», «Нужно ли менять подходы к управлению и адаптировать корпоративную культуру и ценности компании под молодежь или, наоборот, погружать их в эти ценности и культуру?»

Неожиданное увольнение после нескольких месяцев успешной работы молодого продавца сети re: Store стало последней каплей и катализатором для проведения компанией собственного исследования. Как объяснил молодой человек, он заработал на аренду квартиры до конца года и на другие текущие нужды, и работа, даже такая интересная и перспективная, ему больше не нужна. Руководителям компании, представителям более старшего поколения, такое отношение к работе было совершенно непонятно. И мы решили разобраться, чем отличаются мотивация и жизненные ценности нового поколения.

Совместно с экономическим факультетом МГУ и Институтом национальных проектов мы инициировали исследование ценностей и мотивации молодых людей, массово выходящих на рынок труда. Основываясь в том числе на данных кадровой службы группы компаний «Ланит», для исследования мы выбрали людей, родившихся после 1995 года (поколения Y и Z, или зумеры, как их еще называют). Самым старшим из них сейчас 26 лет. На ближайшее время запланировано количественное социологическое исследование. Но уже проведены фокус-группы с сотрудниками «Ланит», студентами старших курсов, интервью с сотрудниками кадровых служб и преподавателями вузов, и можно подвести промежуточные результаты.

Первый этап исследования показал, что серьезных отличий в ценностях и установках представителей поколения Z и тех, кто родился в 1980–1994 годах (чаще относятся к поколению Y), нет. Однако по сравнению с теми, кто родился до 1964 года (в частности, поколение беби-бумеров), «зеты» серьезно отличаются. И эти различия важно учитывать.

В частности, по сравнению с более старшими поколениями для зумеров работа имеет сравнительно меньшее значение, а свободное время, друзья и другие интересы — сравнительно большее. При этом они больше других поколений верят, что к успеху приводит труд, а не удача и связи. И работодателю важно поддерживать это убеждение, популяризировать такие истории успеха.

В то же время похоже, что для молодых людей в России особенно значимы видимые результаты работы, материальное вознаграждение, возможность участвовать в принятии решений и в целом вовлеченность в процесс.

Кроме того, для современной молодежи важно саморазвитие. Поэтому компаниям, в том числе из сферы ИТ, важно выстраивать программы обучения и обязательно объяснять сотрудникам, почему они будут полезны именно для них.

Анализ в рамках международных исследований World Values Survey и European Social Survey показывает, что специфику мотивации людей, рожденных после 1995 года, могут определять преобладающие у них «промодернистские» ценности — самостоятельность, гедонизм, благожелательность, низкие конформизм и традиционализм.

Для молодых людей, начинающих сегодня карьеру, особенно важны интересные задачи, наличие возможностей для развития на работе, поощрение, признание и обратная связь c обозначением зон роста, поддержка наставника. Также они ценят нетоксичную атмосферу и комфортные условия работы, в том числе дополнительные компенсации и социальные гарантии. Все это мы в «Ланит» постепенно берем на вооружение, чтобы удержать молодые кадры.

Эффективно управлять человеческими ресурсами помогают знания и о слабых сторонах молодого поколения. В случае зумеров это иногда излишняя самоуверенность, низкие целеустремленность и ответственность, сложности с концентрацией внимания, низкая стрессоустойчивость.

Работу молодежь сейчас воспринимает, скорее, как средство достижения личных целей — в семье, развитии собственной личности, повышении качества жизни. В отличие от старшего поколения они в меньшей степени готовы смещать work-life balance в сторону работы. Поэтому для успешного взаимодействия с такими прагматичными сотрудниками важно, чтобы они видели личный интерес в работе.

Очевидно, нужно проще относиться к правилам субординации. Участвовавшие в опросе специалисты по работе с персоналом отмечают, что молодые меньше ценят руководящий статус, легко сокращают дистанцию с руководителем, предпочитают общаться на «ты» и без официоза и даже могут пойти с вопросами напрямую к руководителю направления, минуя тимлида. Авторитет для них представляет не должность, а квалификация и опыт. В ИТ-среде исторически сложилось свободное, менее субординированное общение руководства и подчиненных. В других сферах — более классических индустриях — перестраиваться на такое общение намного сложнее.

Как сделать, чтобы молодежь работала дольше? Для молодых характерна лояльность идее, ради которой они работают и которая может быть воплощена в миссии компании. И если она соответствует их внутренним ценностям, то это значительно повышает для них привлекательность компании в роли работодателя.

Не забывайте «разбавлять» монотонные задачи. HR-отдел работодателя должен занимать сотрудников чем-то помимо работы, даже если речь о привычных всем тимбилдингах. Так внутри коллектива будет что-то еще, кроме просто трудовых отношений. И важно не забывать давать новые задачи, учить видеть и принимать новые вызовы. Ведь это тоже помогает не выгорать, уходить от монотонности.

Чем известна «Ланит»

Российская группа компаний основана в 1989 году. Является разработчиком и поставщиком программного обеспечения, цифровой техники, оказывает услуги консалтинга и системной интеграции.

Об авторе
Филипп Генс Филипп Генс президент группы компаний «Ланит»