Стратегия , Весь мир ,  
0 

Туристический потенциал средней полосы

Фото: Департамент туризма министерства культуры Самарской области
Фото: Департамент туризма министерства культуры Самарской области
Вслед за пандемией геополитическая ситуация стала толчком для развития в России внутреннего туризма. Самарская область — в числе регионов, которые могут стать центрами притяжения путешественников со всей страны.

Туриндустрия оказалась одной из наиболее пострадавших от распространения COVID-19 и связанных с этим ограничительных мер. По оценкам Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2020 году убытки отрасли составили около $1 трлн при общем вкладе от туризма в мировой ВВП $1,6 трлн. В прошлом году ситуация несколько улучшилась — доля отрасли в глобальной экономике составила $1,9 трлн, а количество туристических поездок (хотя бы с одной ночевкой) по всему миру выросло на 4% год к году, до 415 млн. Однако по сравнению с допандемийным периодом 2019 года число международных туристических прибытий в 2021-м упало на 72%.

В России во время пандемии, а затем и на фоне изменившейся геополитической ситуации отрасль живет в основном за счет перераспределения от внешнего туризма к внутреннему. Наша страна, по данным UNWTO, в прошлом году вошла в пятерку стран с самыми быстрыми темпами восстановления внутреннего туризма. По данным Ростуризма, по итогам 2021 года количество людей, совершивших туристические поездки, превысило 56,5 млн. По словам руководителя ведомства Зарины Догузовой, это на 500 тыс. больше прогнозируемых значений и лишь на 10% меньше, чем в 2019 году. То есть можно сказать, что внутренний туризм восстановился на 90%.

При этом в некоторых регионах прошлогодние показатели оказались даже выше допандемийных. В частности, по данным департамента туризма министерства культуры Самарской области, туристский поток по итогам прошлого года превысил 1,7 млн человек, что на 30,2% больше, чем в 2020-м, и на 37,6% превышает цифры 2019-го. Туристы, путешествуя по данному региону, в прошлом году потратили 9,69 млрд руб., что на 41,5% выше показателей 2020 года и на 68,9% — 2019-го.

По прогнозам экспертов, в текущем году восстановление внутреннего туризма в РФ будет продолжаться. За первый квартал 2022 года туристические поездки внутри страны совершили 11,65 млн россиян. Как считает Зарина Догузова, по итогам года показатели могут быть выше, чем в 2019-м. Только за пять теплых месяцев в этом году — с мая по сентябрь — количество туристов может превысить 31 млн человек. Глава Ростуризма в апреле в ходе встречи с представителями отечественного турбизнеса также озвучила данные исследований аналитического центра Национального агентства финансовой информации (НАФИ), согласно которым 57% российских туристов предпочитают отдых на море. Вторая по популярности цель отдыха — культурно-познавательные поездки, в которые готов отправиться каждый пятый путешественник.

На любой вкус

Чтобы привлекать большие потоки туристов, региону не обязательно иметь выход к теплому морю, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе: «Конечно, «большая вода» — это очень значимый фактор для наших сограждан во время отдыха, но альтернативой морю может быть любой мощный живой водоем, особенно если речь идет о крупнейшей реке Европы — Волге».

Наличие «большой воды» — одна из главных доминант туристического потенциала Самарской области. Тем более что именно здесь можно погрузиться в уникальную природную атмосферу российской средней полосы. «С возвышенности Жигулевских гор открываются потрясающие панорамные виды на Волгу, захватывающие дух, создающие особую энергетику простора, такого больше нет нигде», — констатирует Майя Ломидзе. Уже одно это, по ее словам, может быть ответом на вопрос, зачем нужно ехать в Самарскую область. В частности, в Жигулевский государственный природный биосферный заповедник им. И.И. Спрыгина, где организованы специальные авто— и пешие маршруты по самым красивым местам этой уникальной природной территории. Еще одна природная жемчужина региона — национальный парк «Самарская лука», находящийся под охраной ЮНЕСКО, говорит глава департамента туризма министерства культуры Самарской области Артур Абдрашитов: «Почти каждый турист, приезжающий в Самарскую область, посещает этот парк, в 2021 году было более 1,4 млн гостей».

Природные красоты — далеко не единственный фактор привлекательности Самарского региона для путешественников. Они сочетаются с массой иных возможностей для экологического, культурно-познавательного, гастрономического, активного и других видов отдыха, отмечает директор Союза организаций и экспертов туризма и гостеприимства (СТГ) Ирина Фан-Юнг. «В Самарскую область можно совершить незабываемую поездку как минимум на выходные: в Самаре, Сызрани, Жигулевске и других городах есть масса, говоря профессиональным языком, объектов показа, можно устроить отдых в одном из многочисленных загородных комплексов, в том числе на Волге». Майя Ломидзе выделяет формат «мужского туризма» — с рыбалкой, ловлей раков и, конечно же, свежим «Жигулевским» пивом — одним из главных брендов области.

В регионе также хорошо развит ресторанный бизнес. Здесь представлены разные кухни России и мира, что позволяет составить для туристов гастрономическую программу на несколько дней, рассказывает член координационного совета по туризму Самарской области Михаил Мальцев: «Дегустационные программы могут включать элементы волжской кухни и продукты местного производства».

Майя Ломидзе напоминает, что Самара является городом-памятником русского архитектурного модерна периода 1880–1910-х годов. А в Тольятти можно отправиться на экскурсию по объектам в стиле советского модернизма. Артур Абдрашитов отмечает, что активное участие в процессе сохранения исторического и архитектурного наследия принимают общественные организации. В частности, в 2015 году в Самаре зародился волонтерский фестиваль «Том Сойер Фест», в рамках которого добровольцы на средства меценатов ремонтируют фасады и детали исторических зданий, создают арт-объекты в старых самарских двориках. «С одной стороны, за счет ремонта в процессе художественной деятельности создаются новые точки туристского притяжения в историческом центре. С другой — для того чтобы перенять наш опыт и поучаствовать в работах, в Самару приезжают тысячи волонтеров из разных городов России и из-за рубежа», — говорит основатель «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков.

Таким образом, для туризма Самарская область сегодня абсолютно идеальный набор пазлов, потому что там есть продукт буквально для всех категорий путешественников и отдыхающих, делает вывод Майя Ломидзе.

Сила бренда

Одной из главных проблем для развития туризма в Самарской области является то, что до недавнего времени в широком общественно-информационном пространстве регион практически не позиционировался в качестве туристического. «Самарская область долгое время была своеобразной terra incognita для массовых российских туристов. У Самары не было своего узнаваемого образа, многие люди ее даже путали с Саратовом или Саранском», — говорит руководитель Приволжского регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Анна Тукмачева.

«Новый этап в жизни Самары начался после ЧМ-2018 по футболу, к которому в городе была создана полноценная туристическая инфраструктура, современная навигация, появились соответствующие международным стандартам гостиницы. Город, который раньше вызывал весьма грустные впечатления даже у многих участников рынка, преобразился, превратился в картинку с прогулочными зонами, благоустроенными набережными, уютными ресторанчиками, современными музеями», — говорит Майя Ломидзе. Сейчас, по ее словам, сюда хочется возвращаться снова и снова, выстраивать новые маршруты, осматривать новые места, пробовать разные виды отдыха. Сегодня это один из лучших городов на Волге для туризма с точки зрения сбалансированности впечатлений, комфорта, соотношения цены и качество, резюмирует представитель АТОР.

«Инфраструктура сферы туризма и гостеприимства в Самарской области на сегодня очень хорошо подготовлена и сможет принять большее количество туристов, — говорит Михаил Мальцев. — Более 470 отелей с гостиничным фондом свыше 18 тыс. номеров работают со среднегодовой загрузкой 50–60%. И это говорит о возможности увеличить турпоток почти в два раза, если целенаправленно рекламировать регион».

Изменилось многое, подтверждает Артур Абдрашитов: «Если раньше в область приезжали в основном туристы из соседних регионов, преодолевая расстояния до 500 км, то в пандемийные годы географический охват расширился до радиуса 1000 км и более». Туристы стали значительно дольше задерживаться в Самарской области, также отмечает он. Наконец, изменилась модель поведения туриста при планировании своего путешествия в область. Если раньше, к примеру, на новогодние каникулы люди бронировали туры с осени, а на майские праздники — зимой, то сегодня многие делают это спонтанно — за пару недель.

«Одним из драйверов в части брендирования Самарской области стало создание национального туристического маршрута «Жигулевские выходные», — говорит Майя Ломидзе. — Этот проект вывел Самару на новый уровень, позволил привлечь тысячи новых туристов; рестораны, отельеры, музеи стали смотреть на туризм как на источник хорошего дохода». Он позволил «упаковать» в успешный турпродукт основные бренды, образы региона и знаковые локации, создать работающие кейсы гастрономического, промышленного, экологического и культурно-познавательного туризма, добавляет Анна Тукмачева.

Расскажем и поддержим

О важности усиления информационного и имиджевого посыла, характеризующего Самарскую область как туристический центр, говорят и региональные власти. В 2021 году департаментом туризма министерства культуры Самарской области реализован целый ряд рекламных кампаний в различных СМИ, на интернет-ресурсах авиакомпаний, на транспорте в разных регионах РФ, с размещением билбордов; на телевидении и в интернете регулярно выпускались тематические передачи, сообщили в пресс-службе ведомства. Эффективно работает и продвигается сервис samara.travel, который позволяет туристам получать информацию о мероприятиях и туристических объектах.

С лета 2020 года реализуется проект для журналистов и блогеров «Поехали!», направленный на продвижение внутреннего туризма среди жителей Самарской области и гостей из других регионов России. В прошлом году возможности Самарской области были представлены на шести международных выставках. «Существенное влияние на повышение узнаваемости нашего региона оказывает, собственно, и рост туристического потока», — отмечает Артур Абдрашитов.

Помимо информационного сопровождения туристическая отрасль региона получает и другие комплексные меры поддержки. Основные мероприятия реализуются в рамках региональной госпрограммы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области на 2015–2025 годы». Этот же документ помогает области активно участвовать в программах нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В текущем году, например, в рамках нацпроекта и реализации социального заказа более 7 тыс. школьников Самарской области смогут отправиться в путешествие по региону.

По линии нацпроекта осуществляется поддержка общественных инициатив по созданию туристической инфраструктуры, модульных некапитальных средств размещения, туристических маршрутов и обустройству рекреационных зон отдыха для туристов на конкурсной основе. На финансовую помощь с этого года также могут рассчитывать и организаторы туристических мероприятий. Так, в апреле были утверждены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на поддержку и продвижение событийных мероприятий: для организации площадки, на продвижение и анонсирование мероприятия в СМИ, приглашение артистов и ведущих.

Региональная госпрограмма, в свою очередь, предусматривает субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным на реализацию инвестпроектов в сфере туризма и гостиничной инфраструктуры Самарской области. Для проектов строительства и реконструкции отелей с номерным фондом от 120 номеров или площадью от 5 тыс. кв. м действует льготная кредитная ставка до 5%.

Тринадцать проектов, которые были реализованы в Самарской области в прошлом году, вошли в число победителей конкурса на федеральную грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив по развитию внутреннего и въездного туризма: строительство новых и оснащение существующих кемпингов и глэмпингов, развитие веломаршрутов и маршрутов катания на собачьих упряжках в экопарках, а также создание новых сервисов для туристов.

В областном департаменте туризма рассчитывают на продолжение большинства позитивных трендов. «В текущем году областные власти планируют привлечь дополнительный поток туристов в Самарскую область за счет проведения крупных мероприятий», — говорит Артур Абдрашитов. В частности, в мае прошли «Всероссийская студенческая весна» и форум санаторно-курортной отрасли «Здравница». В июне запланирован музыкальный фестиваль всероссийского масштаба «Сам.Фест», где выступят Вячеслав Бутусов, Slava Marlow, The Hatters, Олег Митяев и другие артисты. В первые выходные июля этого года состоится Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, в августе — Межрегиональный фестиваль набережных «ВолгаФест». В планах на ноябрь — одно из крупнейших мероприятий в сфере делового туризма Russian Business Travel & MICE Award.

Реализация туристического потенциала Самарской области зависит от многих факторов. Это комплексная работа как правительства Самарской области, так и каждого участника туристического рынка, резюмирует Артур Абдрашитов.

От первого лица «Ограничения, вызванные пандемией, превратились в наши возможности»
Скачать Содержание
Закрыть