Из-за антиковидных ограничений и последовавших затем экономических санкций отечественный керамический рынок столкнулся с серьезными трудностями. События 2020–2021 годов спровоцировали кратковременное, но заметное снижение потребительской активности и формирование отложенного спроса. В свою очередь западная санкционная политика последних месяцев повлекла за собой уход с отечественного рынка многих премиальных европейских производителей глины и керамических изделий. Подобная ситуация открыла широкие перспективы перед российскими компаниями, но вместе с тем и обозначила ряд существенных проблем.
Наличие неудовлетворенного спроса — сигнал для отечественных участников рынка к увеличению производства и замещению позиций ушедших иностранных конкурентов.
По состоянию на 2020 год они, по оценке исследовательской компании ACG, покрывали около 25% всего объема продаж плитки и керамогранита и 70% каолина (данные Счетной палаты РФ). Доля европейских стран, включая Турцию, в российском импорте сантехники составляла в 2021 году 53%, подсчитали в маркетинговом агентстве MegaResearch.
С другой стороны, рост инфляционных ожиданий среди покупателей на фоне сокращения реальных доходов населения, наложенный на неопределенность, санкции, разрыв логистических цепочек и ограниченность отечественной производственно-сырьевой базы, заставляют многих производителей керамических продуктов осторожно подходить к идее экспансии на российском рынке.
В результате отдельные компании в секторе b2c идут по пути экономии на исходных материалах, снижения цены за счет дешевых комплектующих. Это позволяет отчасти восполнить образовавшийся дефицит керамопродукции, но исключительно эконом-класса. Другие участники рынка, напротив, делают ставку на повышение качества товара, использование высокосортного сырья в собственном производстве. Многолетняя привычка российского покупателя к потреблению качественной европейской керамики наводит на мысль, что последний подход экономически более оправдан. Именно он будет служить залогом успеха в дальнейшей конкурентной борьбе.
Проведенные в 2020–2022 годах маркетинговые исследования по заказу российской компании «Симпреал», специализирующейся на добыче и переработке керамического (глиняного) сырья, используемого для изготовления санфаянсовых изделий, кирпича, керамогранита, строительной, декоративной и отделочной плитки, фиксируют факторы, определяющие выбор потребителя в пользу той или иной керамической продукции. Это, безусловно, удобство и комфорт в эксплуатации, внешний вид и цветовая гамма товара, узнаваемость бренда, страна происхождения продукта.
Ключевое значение респонденты придают соотношению цены и качества, единодушно отдавая предпочтение долговечности и надежности продукта, а не его низкой стоимости.
Так, более 83% опрошенных согласились с утверждением, что при ремонте квартиры или дома не станут экономить на керамоматериалах и выберут более качественные изделия, поскольку они прослужат дольше и не станут причиной последующих сантехнических проблем, а значит — серьезных дополнительных расходов.
Наряду с этим полученные данные свидетельствуют и о возрастающем интересе российских покупателей к прежде незначимым для них производственным характеристикам продукта, а именно качеству и экологичности сырья, безопасности исходных материалов в повседневно-бытовых условиях. Беспокойство вызывают устойчивость керамики к воздействию высоких температур на кухне и повышенной влажности в ванной, а также возможные медицинские и гигиенические противопоказания к использованию отдельных товаров, вред для организма, в том числе кожи и дыхательных путей.
Отечественный покупатель хорошо понимает, что скупой платит дважды. В современных условиях он отчасти готов отказаться от эксклюзивных дизайнерских решений и европейских брендов, но точно не пожертвует своим здоровьем ради краткосрочной выгоды.
Сложившиеся потребительские ожидания накладывают обязательства не только на производственные, но и на сырьевые компании. Наши клиенты постоянно ретранслируют нам запросы собственных покупателей, требуя поставок исключительно чистой и качественной глиняной породы. А эта порода должна отвечать не только требованиям производственного процесса, но и актуальным национальным, международным и экологическим стандартам.
Для получения такой породы «Симпреал» осуществляет высокотехнологичную затратную многоступенчатую переработку добываемого сырья. Производственный процесс включает в себя извлечение исходного материала, его селективное разделение на сырьевые сорта, доработку и обогащение по примесям, дробление на фракции, контроль качества. Эти действия позволяют достичь устойчивых физико-механических характеристик конечного продукта, обеспечить стабильность химического состава керамического сырья. А именно это и важно нашим покупателям, которые выпускают сантехнику, санфаянс, керамическую плитку.
Таким образом, состав исходного сырья становится определяющим фактором надежности сантехнического или керамического изделия, а значит — залогом конкурентоспособности продуктового бренда. Многоуровневая переработка и обогащение породы сразу после ее добычи, рост автоматизации сырьевого производства — неизбежное будущее всей отечественной глинодобывающей промышленности. Подобные меры позволят российским производителям керамического сырья удовлетворить требования современных потребителей и выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями в случае их возвращения на отечественный рынок.
Чем известна компания «Симпреал»
ПАО «Симпреал» — предприятие по добыче глины и производству высокотехнологичного керамического сырья для изготовления плитки, санфаянса, пропанта, кирпича, керамогранита. Помимо этого, компания реализует логистические и энергетические проекты, направленные на сохранение окружающей среды в регионах своей деятельности. Компания основана в 2011 году на Новоорском месторождении светложгущихся глин и первоначально называлась ПАО «Новоорская керамика». С 12 января 2021 года компания сменила свое название на ПАО «Симпреал».