Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Уход глобальных брендов открыл ниши для российских франшиз»

Екатерина Сойак, учредитель выставки Buybrand Expo и отраслевого портала buybrand.ru — о новых бизнес-идеях в российском франчайзинге.

Российские предприниматели научились работать и преодолевать самые разные вызовы и кризисы. Сейчас, во время потрясений и смены всех приоритетов не только в бизнесе, но и в личном плане, тот, кто сумеет быстро перестроиться, выживет.

В феврале и марте количество открываемых по франшизам точек упало на 45%, но уже в апреле было отмечено восстановление количества открытий.

Существенный прирост новых предприятий мы зарегистрировали в июне и июле на 1517%. Но в целом, исследуя рынок, мы увидели важный тренд: предпринимательское сообщество стало больше доверять франчайзерам, теперь франчайзинг воспринимают не как что-то новое и подозрительное, а как вполне рабочую версию надежности и быстрого старта.

Это подтверждает ежегодный рост количества посетителей выставки BuyBrand. В 2021-м ее посетили свыше 7000 потенциальных и действующих предпринимателей, интересующихся современными бизнес-трендами или ищущих франшизу. В сентябре 2022-го мы ожидаем увеличения посещаемости на 12–17%.

По количеству новых франчайзинговых точек 2022 год стал наиболее успешным для сферы услуг. Такие сети развивались в среднем в десять раз быстрее ретейла и общепита.

В целом настроения в деловой среде улучшаются. Если раньше потенциальные предприниматели сохраняли выжидательную позицию, то сейчас мы видим рост интереса к запуску бизнеса по франшизе и инвестициям во франчайзинговые проекты.

В этом году заметно набирают обороты компании, специализирующиеся на самообслуживании, доставке и стрит-фуде, дистанционном образовании и медуслугах. При этом сами форматы франшиз обновляются. Так, сеть лабораторий «Хеликс», не новичок на рынке франчайзинга, уловила тренд на дистанционное обслуживание и запустила вендинговые «ЛабоМаты» для приема анализов. Если говорить о молодых компаниях, которым выходить на рынок франчайзинга сложнее, поскольку приходится состязаться с гигантами, у них могут быть два основных преимущества: оригинальность концепции, которая дает шанс первыми встать на незанятый рынок, либо более привлекательные по сравнению с раскрученными брендами условия.

Предприниматель сегодня осторожен, но при этом крайне заинтересован в том, чтобы не упустить момент и занять правильную нишу. Он получил шанс купить себе билет «в высшую лигу», первым присоединиться к будущим лидерам рынка.

За этим люди и приходят на выставки франшиз — чтобы найти тот самый билет. Это легче сделать, когда видишь все актуальные предложения на одной площадке, имеешь шанс пообщаться с франчайзерами и действующими франчайзи.

В числе заметных дебютантов на BuyBrand можно отметить молодой проект по продаже напитков на основе чая PIMS и Star Coffee, пришедшую на замену американской компании Starbucks. Последняя покажет свой обновленный концепт и, надеемся, в скором времени представит на российском рынке франшизу, в отличие от своей предшественницы, которая, как мы знаем, открывала только собственные точки.

Вообще, уход глобальных брендов высвободил значительную часть аудитории и таким образом открыл перспективные ниши для российских производителей, рестораторов и ретейлеров. Хотя, надо отметить, многие западные бренды, которые «ушли», громко хлопнув дверью, на самом деле не ушли, а нашли способы сохранить свой бизнес в России, перепродав его местным партнерам. Совсем ушли те, кто не смог отладить нарушенные цепи поставок.

Крупнейшим франчайзером из покинувших РФ был McDonald’s, точки которого довольно быстро занял его российский франчайзи. Но это компания придерживалась стратегии продавать франшизы только тем, кто готов открыть не менее 80 заведений, что значительно сужало круг потенциальных партнеров. Ряд других компаний развивался в России по модели мастер-франчайзинга, однако их количество точек можно назвать незначительным.

Интерес к отечественным бизнес-идеям, безусловно, вырос. Так же как и доверие к ним. С отечественным франчайзером минимальны риски потери поставок или иных трудностей из-за возможных санкций и нарушения логистики.

Кроме того, в бизнес-среде понимают, что часть аудитории, которая раньше ходила в тот же McDonald’s, достанется его преемнику, а часть будет искать новое место «притяжения». Все шансы занять эти места имеют российские компании.

Когда наступает переходный период, подобный нынешнему, становятся необходимы качественные перенастройки бизнеса: сначала это будет смена логистических цепочек и каналов поставки, через 3–5 лет понадобится перейти на полную автономию, предполагающую использование только отечественного сырья и работу с российскими подрядчиками. Если обратиться к теории циклов Кондратьева, мы находимся в пятом периодическом цикле спада, и он должен закончиться уже в будущем году. Возможно, сейчас как раз самая темная ночь перед рассветом, и стоит более оптимистично воспринимать текущие реалии и начать двигаться.

Чем известна выставка Buybrand Expo

Ежегодная международная выставка франшиз Buybrand проводится с 2003 года. 27–29 сентября в московском «Экспоцентре» на Красной Пресне пройдет 20-я по счету выставка. Ожидается, что отраслевой форум в рамках мероприятия соберет 170 участников, а число посетителей превысит 7 тыс.

Об авторе
Екатерина Сойак Екатерина Сойак учредитель выставки Buybrand Expo и отраслевого портала buybrand.ru