Стратегия , Весь мир ,  
0 

Торговля с препятствиями

Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ
Российские власти и институты развития активно внедряют цифровые сервисы и экосистемы для экспортеров, позволяющие предпринимателям в режиме «одного окна» решать вопросы ведения бизнеса и взаимодействия с государством.

Увеличение несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в структуре зарубежных поставок российских компаний — одна из главных целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного в декабре 2018 года. При этом в числе основных направлений реализации нацпроекта — системные меры, предусматривающие создание дополнительных информационных сервисов для максимального ускорения и упрощения выхода российского бизнеса на международные рынки. Указ президента России от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» направлен на достижение реального роста ННЭ не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Российский рынок во многих нишах уже достаточно насыщен, поясняет директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга Роман Чекушов: «Экономике нужны такие драйверы роста, которые позволят технологичным производствам стремиться к развитию, расширению производства и линейки товаров, помогут создавать при этом новые рабочие места».

Работа на перспективу

В последние годы доля ННЭ в структуре российского экспорта колебалась на уровне 34–42%. В прошлом году она, в частности, составила 39%, при этом в денежном выражении сегмент вырос на 36% по отношению к 2020-му, достигнув отметки $192 млрд.

На сегодняшнем этапе сектор несырьевого неэнергетического экспорта столкнулся с серьезными проблемами. «В этом году мы действительно фиксировали снижение ННЭ, но планируем, что в течение ближайших трех лет обеспечим восстановительный рост. Требует времени перестройка не только логистических цепочек, но и различных торговых операций, цепочек поставок, финансовых транзакций. Мы берем эти три года, чтобы восстановить тот экспорт, который мы потеряли или теряем в настоящий момент. И ориентируемся на то, что после этого вновь выйдем на хороший рост ННЭ», — делится планами Минпромторга Роман Чекушов.

Последствия пандемии и антироссийские санкции стали значимыми препятствиями для наращивания объемов отечественного экспорта, говорит директор Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при правительстве РФ Константин Вольф. По его словам, открытыми остаются вопросы кредитования внешнеторговых операций и развития лизинга, производителям приходится менять логистические связи, увеличивая издержки и цену продукции.

В ближайшей перспективе приоритетность экспорта несырьевых товаров может несколько снижаться ввиду высоких мировых цен на углеводородные ресурсы, а также необходимости срочного «импортовосполнения» внутри нашей страны, считает старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Андрей Гнидченко. Однако он уточняет, что в средне- и долгосрочной перспективе ННЭ должен снова стать хедлайнером роста экспорта.

Стимулы сверху

Государство активно поддерживает несырьевой неэнергетический экспорт. Роман Чекушов среди наиболее востребованных со стороны бизнеса мер выделяет различные механизмы льготного кредитования, которые позволяют экспортерам получить банковское финансирование с пониженными ставками — через использование корпоративных программ повышения конкурентоспособности (36,6 млрд руб. в 2022 году), а также через ВЭБ.РФ (3,7 млрд руб.) и Росэксимбанк (10,5 млрд руб.). По итогам прошлого года благодаря инструментам льготного кредитования общий объем поддержанного экспорта накопленным итогом составил более полутриллиона рублей. В Минпромторге ожидают, что в этом году он прирастет не менее чем на 30%.

Кроме того, Роман Чекушов отмечает меры поддержки, направленные на транспортировку, сертификацию продукции к требованиям внешних рынков, на НИОКР и омологацию. Первоочередной задачей в текущих условиях, по его словам, становится сохранение объемов ННЭ, для чего соответствующий механизм был упрощен: в частности, произошел переход к модели компенсации части затрат на транспортировку. Аналогичным образом планируется упростить механизм предоставления мер господдержки на сертификацию.

«Востребованные меры — это экспортные кредиты, гарантии, страхование экспорта, различные формы нефинансовой помощи, консультации, аналитика, обучение экспортеров, помощь в продвижении на внешние рынки», — перечисляет Андрей Гнидченко. Важная часть — ведение переговоров на уровне государства об открытии рынков для российской продукции: например, рынок говядины Китая открылся для российских сельхозпроизводителей с начала 2020 года и почти сразу же охватил половину российского экспорта этого вида мяса.

По словам Константина Вольфа, заметную пользу бизнес получает от снятия регуляторных барьеров, включая вычет НДС и либерализацию валютного регулирования. К целевым эффективным мерам эксперт относит создание российской промышленной зоны в Египте и бондовой зоны для трансграничной интернет-торговли. Также он отмечает работу центров поддержки экспорта субъектов МСП в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Главное, чтобы помощь носила комплексный характер, говорит директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев: «Никогда нельзя опираться на один вид поддержки или их ограниченное число. Экспортный бизнес — очень сложный процесс с большим числом элементов. Если выпадет хотя бы один компонент, то вся сделка или экспортный проект могут сорваться».

Цифровая повестка

Все опрошенные РБК+ эксперты отмечают важность цифровизации мер государственной помощи. Цифровые технологии имеют большое значение в такой компоненте поддержки ННЭ, как информирование, в частности аналитика зарубежных рынков, поиск выставок и прочих деловых мероприятий, говорит Андрей Гнидченко. По его словам, они также упрощают оформление документов и взаимодействие с регулирующими органами.

В ноябре 2020 года Российский экспортный центр (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ) запустил цифровую платформу «Мой экспорт». Сейчас в экосистеме «Мой экспорт» около сотни государственных и бизнес-сервисов: от обучения, поиска партнера и покупателя за рубежом до финансирования и страхования экспортных контрактов. При этом их количество постоянно растет. «Когда мы только начинали в ноябре 2020 года, на платформе было 14 услуг, в конце 2021 года — 58, а в 2022-м — более 80. А к 2024-му их количество увеличится еще примерно на 30 позиций», — говорит гендиректор РЭЦ Вероника Никишина. Цель платформы — перевести все программы поддержки в цифровой формат, чтобы полностью автоматизировать получение сведений от ведомств и уйти от человеческого фактора при принятии решений. Так повысятся скорость и качество предоставления услуг российским экспортерам, поясняет она.

Одной из основных задач нефинансовой поддержки экспортеров выступает цифровизация процесса предоставления всех мер государственной помощи с использованием платформы «Мой экспорт», говорит Роман Чекушов. В настоящее время большинство сервисов для получателей уже цифровизованы, что позволило перейти к процедуре онлайн-подачи заявок на субсидии и их автоматической обработке с использованием цифровых сервисов.

Государственная информационная система промышленности (ГИСП) Минпромторга России совместно с РЭЦ также работает над цифровизацией мер поддержки для экспортеров. Один из флагманских сервисов ГИСП — заключение соглашений о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК). В рамках КППК компании обязуются создавать конкурентоспособную российскую экспортно ориентированную продукцию на производствах в России и за рубежом. За время работы сервиса было подано более 550 заявок.

В 2021 году были запущены еще три цифровых сервиса получения субсидий для экспортеров. С помощью ГИСП пользователи могут в электронном виде получить финансирование на создание и послепродажное обслуживание, сертификацию продукции, в том числе фармацевтической и медицинской, а также на проведение НИОКР и омологации продукции для внешних рынков. В 2022 году была запущена пилотная версия сервиса оформления лицензий и других разрешительных документов на экспорт или импорт отдельных видов товаров.

В 2023 году планируется к запуску сервис развития внешнеэкономической деятельности. Он поможет компаниям, которые ищут выход на новые экспортные рынки, проанализировать экономическое положение разных стран, включая оценку потребностей в товарах и услугах и перспективы ведения бизнеса. Также пользователь получит широкие возможности по формированию оптимальной стратегии выхода на интересующие рынки при содействии торговых представительств Российской Федерации.

В рамках существующих мер поддержки несырьевого экспорта стоит отметить работу РЭЦ, являющегося оператором цифровой платформы «Мой экспорт», говорит член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Среди наиболее эффективных мер он отмечает кредитование, выступление РЭЦ в качестве гаранта и различные нематериальные виды помощи, консультационные мероприятия: к примеру, информирование о состоянии зарубежного рынка или содействие в поиске контрагентов на нем.

С запуском цифровой платформы у предпринимателей появилась возможность в режиме реального времени узнавать о существующих мерах поддержки применительно к их бизнесу, добавляет Алексей Мостовщиков. Теперь нет необходимости отслеживать возможные изменения в программах, так как они все будут отражены на платформе. Кроме того, РЭЦ, по словам эксперта, имеет связи с большим количеством посредников, благодаря которым предпринимателям будут доступны различные платные услуги, которые должны облегчить вывод товаров на экспорт. В том числе адаптация материалов и стандартов под конкретный запрос, что тоже позволяет сэкономить время на поиск и проверку поставщиков услуг.

«Сейчас идет время активной переориентации экспорта, — рассказывает Вероника Никишина. — И в этом бизнесу во многом помогают цифровые сервисы».

Самая востребованная услуга экосистемы «Мой экспорт», по словам руководителя РЭЦ, — цифровые решения для участия в международных выставках. С начала этого года по сравнению с тем же периодом 2021-го число оказанных в «цифре» соответствующих услуг выросло в 2,6 раза. Причина в том, что экспортеры активно прощупывают новые рынки, рассказывают о своей продукции, ищут новых партнеров. На платформе можно не только зарегистрироваться на участие в выставке или бизнес-миссии, но и подать заявку на софинансирование части затрат на это. Речь идет о расходах на аренду выставочной площади, застройку стенда, продвижение и многое другое.

Также в пятерке лидеров — сервис по подбору наиболее подходящих для продукции компании и предпочитаемых стран экспорта электронных торговых площадок (маркетплейсов), аналитические отчеты по иностранным государствам со списком потенциальных покупателей соответствующей продукции, поддержка логистики промышленных товаров и товаров АПК.

«Доступность современных цифровых сервисов для всех — одна из наших главных задач, — отмечает замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Огуряев. — Мы шаг за шагом создаем фундамент для того, чтобы государственные услуги были доступны всем в несколько кликов. Цифровые платформы на этом пути — важный инструмент, кирпичик в фундамент решения поставленной задачи. Один из примеров такой платформы — «Мой экспорт», которая была создана для экспортеров и дает им доступ к государственным услугам и мерам поддержки». По словам замминистра, это особенно важно сейчас, когда компании меняют бизнес-планы и им нужна максимальная скорость при взаимодействии с госструктурами.

От первого лица «Компаниям надо быстро учиться работать в условиях новых ограничений»
Скачать Содержание
Закрыть