От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Компаниям надо быстро учиться работать в условиях новых ограничений»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Об актуальных формах развития и стимулирования российского несырьевого неэнергетического экспорта РБК+ рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

— Как сейчас в целом складывается ситуация в сфере несырьевого неэнергетического экспорта? Как вы оцениваете экспортную активность бизнеса?

— По большинству позиций мы наблюдаем рост экспорта в денежном эквиваленте, что связано прежде всего с повышением мировых цен и высоким спросом. Однако не секрет, что сложившаяся геополитическая ситуация привела к снижению объема именно физических поставок, что вполне закономерно в условиях резкого сжатия товаропотоков с Европейским союзом (ЕС) и странами Северной Америки, а также логистических ограничений, введенных западными странами на традиционных торговых путях, в том числе транзитных — через порты стран ЕС.

Что касается базовых товаров, то есть удобрений, сельхозпродукции, несмотря ни на какие ограничения, они все равно будут экспортироваться. Глобальный рынок просто не готов к уходу российской продукции с этих рынков.

Основные трудности из-за ограничений сейчас испытывают производители товаров с высокой добавленной стоимостью. Речь идет о таких отраслях, как, например, металлургия, машиностроение и химическая промышленность, в том числе о товарах бытовой химии, различных растворителях и катализаторах.

Ввиду закрытия западных рынков наши компании столкнулись с необходимостью перенастройки своих экспортных потоков. Со стороны экспортеров возрос интерес к странам Азии, Африки, Латинской Америки. Дополнительные возможности предоставляет расширение присутствия на рынках стран Евразийского союза. Сегодня доля поставок в дружественные страны составляет больше 60% от общего объема. Мы помогаем в освоении новых рынков всем, кто в этом заинтересован, организуем выставки и бизнес-миссии в Индии, Китае и других странах, находим потенциальных покупателей там, где необходимо, предоставляем финансовую поддержку и страхование коммерческих рисков по кредитным продуктам.

Позитивный фактор — это растущая активность самого бизнеса по преодолению введенных ограничений и поиску новых источников восстановления роста. Мы со своей стороны следим за теми существенными изменениями внешнеторговой конъюнктуры, которые происходят практически каждый день, и стараемся помогать ориентироваться в них российским участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в режиме 24/7. Для этого мы создали «тепловую карту» ограничений, на которой видно, что большинство стран мира на самом деле не ограничивают сотрудничество с Россией, многие заинтересованы в его развитии. Карту ежедневно публикуем в специальном информационном бюллетене для экспортеров, который можно найти на нашем сайте, а также в телеграм-канале «Новости российского экспорта».

— Насколько в текущих условиях для экспорта актуален процесс цифровой трансформации?

— Как я уже сказала, бизнес сейчас очень активен. Компаниям нужно быстро учиться устойчиво работать в условиях международных ограничений, вникать в правила, связанные с экспортом в новые страны, быстро искать клиентов, поставщиков, получать разрешительные документы, компенсации, чтобы вложить средства в развитие бизнеса. Цифровизация как раз позволяет ускорить и упростить в первую очередь операционные, рутинные процессы.

В сфере цифровизации экспорта мы за прошедшие почти два года добились успехов, переведя в онлайн-формат основные процессы, направленные на поддержку экспорта и связанные с использованием инструментов нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Речь идет о цифровой платформе «Мой экспорт», которая обеспечивает электронное межведомственное взаимодействие: госорганы получают с нее всю готовую информацию, чтобы оказать ту или иную услугу предпринимателю. Платформа также формирует экосистему, где экспортеры могут в режиме онлайн использовать уже более 80 различных услуг, охватывающих каждый этап жизненного цикла экспортного проекта: от обучения экспорту, анализа мировой конъюнктуры и поиска наиболее перспективной страны для начала освоения зарубежных рынков до получения услуг, непосредственно связанных с исполнением экспортной сделки, таких как логистическое или юридическое сопровождение, а также услуг по факту экспорта, например возврата НДС.

В конце прошлого года мы запустили b2b-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта». Это база экспертов в области ВЭД, где каждая компания может выбрать профессионала, готового решить ее экспортную задачу. За последние три месяца там появились такие услуги, как маркетинговые исследования рынков, консультации по вопросам таможенного оформления, валютного контроля, услуги таможенных представителей. Экспортер с помощью профподрядчика может подать заявку на регистрацию товарного знака, изобретения, промышленного образца в патентное ведомство в любую страну мира, а также проверить зарубежного контрагента на благонадежность или подготовить свою продукцию к сертификации. Услуги специалистов платные.

— Какой запрос со стороны бизнеса существует на цифровые сервисы?

— Сегодня на платформе зарегистрирован каждый шестой экспортер России: всего более 10 тыс. уникальных пользователей. Это очень хороший показатель для молодой цифровой экосистемы. При этом практически 60% пользователей платформы — это малый и средний бизнес. Что вполне закономерно, так как в России 85% экспортеров неэнергетических несырьевых товаров — это именно МСБ.

В целом интерес компаний к экспорту не упал, причем сюда относятся и предприятия, которые ранее не имели опыта ВЭД. К примеру, количество потенциальных и начинающих экспортеров, активно пользующихся профильными обучающими сервисами на платформе, увеличилось на 20%. Если компания только собирается заняться экспортом, на платформе она может узнать, какие документы нужны для ввоза продукции в ту или иную страну, какие нюансы и барьеры существуют.

— Как развивается сервис «Моего экспорта», какие новые опции появляются?

— В июле 2022 года мы запустили сервис управления почтовыми отправлениями для участников электронной торговли. Представители малого и среднего бизнеса получили цифровой доступ к услугам получения банковских гарантий возврата НДС при экспорте и возможность застраховать отсрочку платежа иностранного покупателя.

До 2024 года мы планируем запустить еще порядка 30 услуг. В ближайшее время стартует услуга по получению фитосанитарного и ветеринарного сертификатов, а также сертификата о происхождении товара. Кроме того, в онлайн-формате можно будет получить дополнительные услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке. В частности, подать заявку на страхование возврата авансового платежа, заявку на предэкспортное финансирование и многое другое. Совсем скоро мы переведем в «цифру» подачу заявок на продвижение агропродукции в зарубежных шоурумах. Они работают в Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Египте, а до конца года появятся в Турции и Саудовской Аравии.

Платежный сервис, который полноценно заработает в апреле следующего года, позволит компаниям выставлять электронные счета, оплачивать услуги, получать подтверждения об их оплате и многое другое. Это обеспечит бесшовность цифровых бизнес-процессов, которые предусматривают платежи за товары, работы или услуги, в том числе и ведомств, в одном месте. Сейчас сервис тестируется, к нему подключаются первые банки, а в следующем году платформа будет сотрудничать уже со всеми банками страны.

Перевод в «цифру» услуг региональных Центров поддержки экспорта, которые открыты в 82 регионах России, — еще одна фундаментальная задача, которую мы хотим решить, чтобы качественно трансформировать поддержку экспорта по всей стране.

Практика Цифровое окно для бизнеса
Скачать Содержание
Закрыть