Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Лизинг вместо кредита

Государственная программа льготного лизинга автомобилей, доступная не только юрлицам, но и простым гражданам, заработала в России с 15 мая. В ней активно участвуют и финансовые компании, и автопроизводители, которые, чтобы поддержать лизинг, даже готовы отдавать машины по ценам прошлого года.

Министерство промышленности и торговли анонсировало государственную программу поддержки лизинга автомобилей одновременно с льготным кредитованием — с 1 апреля 2015 года. Постановление же правительства, фактически запускающее льготный лизинг, было подписано 8 мая. В нем оговаривается, что субсидии из бюджета будут перечисляться только по договорам лизинга, заключенным после 15 мая.

Льготный лизинг стал частью комплекса мер, принимаемых государством для стабилизации ситуации на автомобильном рынке России. Продажи транспорта падают уже второй год, причем рынок сжимается все быстрее. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в феврале спрос на легковые и легкие коммерческие автомобили сократился на 37,9%, в марте — на 42,5%. В апреле, как говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в этот месяц продажи легковых машин упали уже на 49%. При этом Ассоциация европейского бизнеса оптимистичнее в оценках: по данным ее специалистов, в апреле спрос снизился на 41,5%.

Представляя программы субсидированного автокредитования и льготного лизинга, глава Минпромторга Дениса Мантуров сообщил, что «если учитывать те меры поддержки, которые уже были запущены в начале года, плюс те, по которым решения приняты сегодня, рынок снизится по отношению к 2014 году примерно на 24%». По мнению чиновника, так сдвинуть рынок будет возможно, если продадутся все автомобили по программам утилизации и trade-in, субсидированного кредитования и льготного лизинга. Напомним, что по программам утилизации и trade-in до конца года должно быть реализовано 100 000 автомобилей, еще на 200 000 легковушек стоимостью до 1 млн руб. рассчитаны поддержанные государством кредитные предложения.

Лизинговая программа изначально скромнее по объему, чем другие. Денис Мантуров говорит, что по ней может быть реализовано около 16 000 автомобилей до конца 2015 года. Из них 10 000 — легковые машины, 5400 — грузовики и 600 — автобусы. На поддержку продаж этого транспорта государство готово выделить 2,5 млрд рублей.

Для сравнения: субсидирование скидок на покупку новых машин для тех, кто сдает старые в утиль или trade-in, обойдется бюджету в этом году в 10 млрд руб. Стоимость лизинговой госпрограммы велика потому, что в ней нет чересчур жестких ограничений, а суммы компенсаций значительны.

Почти без исключений

Покупать автомобили в операционный лизинг с поддержкой государства могут не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, и частные клиенты. С того момента, как закон разрешил физическим лицам пользоваться услугами лизинга, доля совершенных частниками и представителями малого бизнеса сделок в портфеле компаний значительно выросла. По оценкам генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, она увеличилась на 44%.

Даже в кризис лизинг интересен физлицам. Президент холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров считает, что «авто лизинг в данной ситуации является разумной альтернативой покупке автомобиля в кредит или за наличные: автомобиль уже в пользовании, при этом есть значительная экономия на ежемесячных платежах и обслуживании».

Автомобильная техника, приобретаемая с использованием лизинговой госпрограммы, может быть любого типа — никаких указаний на этот счет Минпромторг не дает. Нет и ограничения по количеству транспортных средств. Бюджет субсидирует часть авансового платежа по договорам лизинга в размере 10% от цены одной или нескольких машин.

Главные условия — автомобили должны быть выпущены в 2015 году, сумма субсидии не может превышать 500 000 руб. на один предмет лизинга и 10 млн рублей на одного лизингополучателя. А договор должен быть заключен на срок не менее одного года.

Минпромторг также установил, что участником программы имеет право стать любая российская лизинговая организация, которая заключила в 2014 году не менее 100 договоров лизинга автотранспортных средств. По данным ведомства, на 18 мая 2015 года в государственном реестре значилось 44 компании, подтвердивших намерение участвовать в госпрограмме.

В тандеме — выгоднее

Выросшая в кризис ключевая ставка ЦБ и, как следствие, проценты по кредитам, привели к тому, что и лизинг в России подорожал. Поэтому, конечно, даже с учетом господдержки выгоднее всего приобретать машину в лизинг, используя одновременно специальные программы автопроизводителей. Чтобы привлечь клиентов, они готовы давать дополнительные скидки на машины, которые берутся в лизинг. К государственной программе субсидированного лизинга присоединилась компания Ford c новым Transit, сборку которого наладили в Татарстане, КамАЗ и УАЗ. Рассматривают возможность организации льготного лизинга в Hyundai.

В связке автопроизводитель и лизинговая организация работают так: лизинговая организация дает клиенту ту самую скидку в 10% по программе Минпромторга. Автопроизводитель же предоставляет дополнительный бонус за лизинг. В случае с Ford Transit это 80 000 руб. При этом не отменяются все скидки за утилизацию или trade-in. В результате выгода при приобретении того же Ford Transit достигает 39%. Ульяновский завод объявил скидку на Patriot в 21,5% при заключении договора лизинга.

Когда речь идет о программе автопроизводителя, у клиента может быть выбор, у кого взять автомобиль в лизинг с «двойными» скидками — и у производителя, и у государства. Так, для Ford спецусловия предлагают сразу пять компаний: «ВЭБ Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Европлан», «Каркаде» и «Соллерс Финанс». Покупатели техники КамАЗ, правда, выбирать не могут — к их услугам специально организованное АО «Лизинговая компания «КамАЗ». А УАЗ реализует государственную программу совместно с шестью компаниями — пять из них общих с Ford, к ним добавляется еще и «Балтийский лизинг».

В рамках господдержки лизинговые организации получили право предлагать покупателям совершенно разные схемы платежей. Так, «Европлан» предлагает Kia Sportage как в финансовый, так и в более доступный оперативный лизинг на три года с последующим возвратом машины. Ford разработал годовую схему «Минимальное удорожание», программу «Минимальный ежемесячный платеж», рассчитанную на 5 лет, а также «Максимальная выгода» с первоначальным взносом в 15% от стоимости машины.

Власти планируют поддерживать лизинг автотранспорта до конца года — программа рассчитана до 1 декабря. Однако, по мнению вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, если эта, тестовая, программа окажется успешной, -то правительство вполне может и увеличить бюджетные ассигнования, чтобы ее продлить. Такое решение поможет поддержать не только автопром и дилеров, но и представителей многих других видов бизнеса, которым госпрограмма отчасти компенсирует возросшие расходы на содержание автопарков.

Алексей Потапов