Производственно-распределительный комплекс, который вскоре пополнится предприятием по выпечке булочек для бургеров, даст возможность компании открывать новые точки далеко за Уралом, а производители Татарстана получат выход на новые рынки. Временно исполняющий обязанности президента Республики Татарстан Рустам Минниханов на открытии двух предприятий в «Алабуге» заявил, что это стратегически важные производства, они позволят не только решить задачу логистического и производственного характера, но и дадут возможность продукции региона занять свое место в продуктах McDonald’s.
В рекордные сроки
Старт строительству немецкой Havi Logistics и финской Huhtamaki в «Алабуге» был дан в апреле прошлого года. Оно было полностью завершено за рекордно короткий срок: в июне текущего года оба объекта были введены в строй.
Общая площадь логистического центра Havi Logistics составляет около 7 тыс. кв. м, пропускная способность — более 25 тыс. т продукции в год. В нем предусмотрены три температурные зоны, в частности, были построены морозильники (температура от –18 до –23 ⁰C) для хранения мясных и рыбных полуфабрикатов. Созданы 53 рабочих места; помещения центра роботизированы, благодаря чему затраты на персонал минимальны. Компания известна своими инновационными решениями в области логистики: поставки осуществляются по принципу «одного окна».
Предприятие в «Алабуге» — это 11-й распределительный центр Havi Logistics, построенный в России. Все они обеспечивают закупку, хранение и доставку продукции в 500 ресторанов McDonald’s. Кроме того, компания предоставляет логистические услуги компаниям BP, IKEA, Nordsee, OMV, Statoil и Vapiano.
«Мы построили множество распределительных центров, но этот — самый лучший, — заявил президент компании Havi Logistics Халук Илкдемирчи. — Возведенная в этом месте инфраструктура позволит нам дополнительно обслуживать до 200 ресторанов быстрого питания на территории России». По его словам, особая экономическая зона, на территории которой компания построила свое предприятие, станет отличной финансовой платформой для дальнейшего развития. ОЭЗ «Алабуга», созданная в 2006 году, предоставляет инвесторам инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуры, а также ряд налоговых и таможенных льгот. «Алабуга» удобно расположена: транспортные потоки здесь идут в сторону Уфы, Казани, Перми, Ижевска, Самары.
Через дорогу от распределительного центра был построен и также приступил к работе завод по производству одноразовой посуды Huhtamaki. Это еще один участник кластера и важное звено в логистической схеме сети McDonald’s. Инвестиции в строительство производственной площадки составили 250 млн руб. К 2018 году планируется расширить производственные мощности. Компания, которая производит упаковку для продуктов питания и напитков, продаваемых McDonald’s в 37 странах мира, также является стратегическим партнером этой всемирно известной сети. Кроме того, компания обеспечивает одноразовой посудой и упаковкой лидеров рынка общественного питания, кофейные сети, производителей напитков, рынки ритейла и кэш энд керри. Среди клиентов компании такие операторы, как «Шоколадница», Starbucks, Metro C&C, Nestle, Coca-Cola, Pepsi, «Балтика», Unilever, Traveler’s Coffee, Baskin Robbins и другие. В России у Huhtamaki есть завод в Московской области, который был построен в 1994 году.
Вице-президент Huhtamaki по Центральной и Восточной Европе Ким Аганимов говорит, что с появлением нового производства в Татарстане компания сможет быстро и надежно обслуживать Центральную и Восточную Россию. «Подмосковная Ивантеевка, где у нас главный завод, — это просто далеко. Наш завод в «Алабуге» позволяет нам сэкономить расходы на сбыт. Особенно потому, что мы находимся здесь рядом с Havi. И это выгодно для всех».
Путь на восток
В «Алабуге» разместился еще один стратегический партнер McDonald’s: в 2012 году здесь открылось производство овощей и зеленых салатов компании «Белая дача Алабуга». Она первой пришла в кластер поставщиков сети ресторанов, инвестировав в строительство завода по производству и упаковке листовых салатов 600 млн руб. А в ближайшее время в «Городе поставщиков» будет налажено производство булочек для бигмаков. Американская компания East Balt Inc. собирается инвестировать в свое производство в «Алабуге» 750 млн руб.
Сегодня McDonald’s закупает продукты для своих ресторанов у 160 российских производителей на сумму 25 млрд руб. в год. «Отмечу, что 85% продукции, которая реализуется в наших ресторанах, производится в России, — говорит президент McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов. — Наша цель — полностью локализовать производство. Это поможет поддержать наше развитие в России, создаст гарантию бесперебойного обеспечения наших ресторанов». Так, например, запуск новой линии по производству соусов на заводе Develey в Чувашии позволил сети быстрого питания почти полностью перейти на соусы российского производства. Раньше соусы поставлялись в рестораны McDonald’s в том числе из Европы. Предприятие, ставшее эксклюзивным поставщиком McDonald’s, сотрудничает с местными фермерскими хозяйствами, закупая компоненты для соусов у 14 сельхозпроизводителей.
В планах McDonald’s в России — активное продвижение на восток. Сейчас самый восточный город, в котором присутствуют рестораны сети, — Новосибирск. Запуск нового производства открыл перед компанией новые возможности по освоению рынка Поволжья, Урала и Западной Сибири, считает Хамзат Хасбулатов. Сегодня компания в этих регионах представлена слабо.
Хамзат Хасбулатов также заявил, что с этого года его компания будет активно использовать возможности перехода на франчайзинг в России. «В этом я вижу большую перспективу, мы будем рассматривать новых кандидатов, которые могли бы стать партнерами по развитию бизнеса как в Сибири, так и в других регионах России», — заявил глава компании в России.
McDonald’s запланировал на этот год открытие 50 новых предприятий быстрого обслуживания. 14 из них уже действуют. В середине мая компания в Екатеринбурге открыла свой 500-й ресторан в России. В нашей стране рестораны этой сети ежедневно посещает более 1 млн человек, а за 25 лет работы McDonald’s общее количество посещений перевалило за отметку 3 млрд человек.