Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Полет на низких высотах

Олег Пономарев, председатель Координационного совета Союза независимых сетей России, — о важности объединения участников рынка и специфике регионального продовольственного ретейла в условиях кризиса. Юлия Кузнецова, старший юрист налоговой практики Юридической фирмы Sameta, — о ключевой роли налогообложения в жизни ретейла.

Вместе отстаивать интересы региональной торговли

Полет на низких высотах

Олег Пономарев, председатель Координационного совета
Союза независимых сетей России

Союз независимых сетей России в этом году отмечает свое десятилетие. Когда-то в 2006 году, в момент основания объединение называлось «Союзом малых сетей». Небольшие компании, объединившись, ставили перед собой задачи повышения конкурентоспособности участников на сложном рынке, где активно росли крупнейшие федеральные игроки. За прошедшее десятилетие многие региональные сети выросли, их уже не назовешь «малыми».

Союз — клуб собственников бизнеса, сейчас объединяет больше 70 участников с совокупным торговым оборотом в 2015 году более 350 млрд. рублей и порядка 4 тыс. магазинов в 56 регионах. Средний годовой торговый оборот сети по Союзу сейчас — это порядка 5 млрд. рублей. Нас объединяет независимость от крупного транснационального, банковского, промышленного капитала и готовность открыто обмениваться опытом, лучшими практиками. Мы не конкуренты — мы союзники, и в этом видим залог независимости.

Союз независимых сетей России является членом Торгово-промышленной палаты РФ, «ОПОРА России», ECR Rus. Выступает одним из учредителей Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, Российской системы качества. Подробнее о Союзе — www.russretail.ru.

Мы вместе отстаиваем интересы региональной торговли на высшем уровне федеральной власти и, важно, что к нам прислушиваются на площадках Государственной Думы, Правительства, профильных министерств и ведомств. На площадке Союза создаются образовательные проекты, коммерческие объединения, повышающие закупочную силу региональных сетей. Союз проводит крупные отраслевые мероприятия, повестку которых формируют сами торговые сети, с учетом своих потребностей. Ближайшее собрание Союза пройдет в рамках Недели Российского ретейла, организатором которой выступает Минпромторг РФ. В 2016 году в Москве пройдет наш юбилейный Съезд, на котором мы подведем главные итоги работы Союза, встретимся с друзьями и коллегами, поблагодарим наших партнеров.

Всероссийский Съезд собственников независимых сетей — крупнейшее отраслевое мероприятие, организованное непосредственно участниками розничного рынка регионов России. В 2016 году 10-й юбилейный Съезд пройдет в Москве, в Центре международной торговли. Делегатами мероприятия станут собственники и топ-менеджеры независимых участников рынка ретейла более чем из 60 регионов России. Традиционно, Съезд проходит при участии представителей Государственной Думы, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, ФАС России, ФС РАР, других отраслевых регуляторов.

За 10 лет мы сталкивались с несколькими кризисами в российской экономике и в такие сложные периоды ценность объединения еще больше возрастает. Союз по-прежнему остается, в первую очередь, клубом собственников розничного бизнеса и его главная ценность: возможность обменяться мнениями в неформальной обстановке. Дружеский совет, вовремя подсказанная идея могут оказаться ценней, чем любой дорогостоящий консалтинг.

Сейчас мы все находимся в очень непростой ситуации, когда эти советы особенно ценны. Продуктовая инфляция в прошлом году составила, по разным оценкам 14–17%. По сравнению с кризисами прошлых лет, мы впервые столкнулись с ситуацией падения спроса в продуктовом ретейле на уровне 15%.

Мы стремимся привлечь внимание властей к проблемам отрасли, к необходимости поддержки разноформатной торговли, повышению доступности кредитных ресурсов. Беспокоит участников Союза и активное внедрение в сложных экономических условиях федеральных информационных систем типа ЕГАИС и Платона, дополнительно усиливающих нагрузку на бизнес.

Изменения в потребительском поведении еще более обострили нашу конкуренцию за покупателя с крупнейшими федеральными сетями. Наши большие коллеги по отрасли часто располагают гораздо более серьезными финансовыми ресурсами, имеют доступ к более дешевым кредитам. В такой ситуации работа регионального ретейлера с максимальным вниманием к издержкам, на низкой марже, напоминает полет на сверхнизких высотах. Ошибка может обойтись очень дорого. Избежать просчетов помогает обмен опытом внутри Союза и привлечение лучших практик извне. В том числе, экспертов в области налогового законодательства.

Контакты Союза независимых сетей России
Тел.: +7 (495) 787 15 22
E-mail: info@smsr.ru

Полет на низких высотах

Проблемы торговли: налоговый аспект

Полет на низких высотах

Юлия Кузнецова, старший юрист налоговой
практики юридической фирмы Sameta

В современных условиях большинство предприятий торговли столкнулись с множеством проблем, в числе которых проблемы налогообложения играют одну из ключевых ролей. Ведь практически любое управленческое решение влечет за собой определенные налоговые последствия. И ошибки в их оценке чреваты серьезными финансовыми потерями.

Как показывает практика, в настоящее время многие способы снижения налоговой нагрузки становятся не просто неактуальными, а высокорисковыми. Это произошло из-за изменений налогового законодательства, качественно нового уровня налогового администрирования и контроля, и частично за счет судебной практики.

Достаточно ярким примером является известное дело компании «МАН». Компанией был допущен ряд организационных ошибок, которые позволили налоговикам сделать вывод о дроблении бизнеса, что привело к серьезным налоговым доначислениям.

Ряд таких проблем характерен не только для ретейла, а для любого бизнеса. Это и электронный документооборот по НДС, когда любой разрыв в цепочке приводит к отказу в налоговых вычетах. И необходимость тщательной проверки контрагентов для подтверждения проявления должной осмотрительности. И возрастающие риски при использовании посредников, и вопросы распределения внутригрупповых расходов, присоединения убыточных компаний и т. п.

В то же время есть и ряд специфических вопросов, которые влекут за собой значительные финансовые издержки. Так, проводятся эксперименты с новыми кассами, передающими данные налоговикам, и по введению маркировки (RFID-метки) для идентификации товаров. Вводится налогообложение торговых объектов по кадастровой стоимости. В Москве введен торговый сбор, который фактически представляет собой облегченную версию налога с продаж. Все это увеличивает издержки торговых компаний.

А еще остались достаточно давние проблемные темы, которые в условиях необходимости максимального снижения издержек по-прежнему являются актуальными. Так, до сих пор не решен вопрос с возможностью учета убытков от недостач и хищений товаров в торговых залах. В Налоговом кодексе существует норма, формально предоставляющая возможность учета таких убытков. Однако эту возможность реализовать на практике фактически невозможно, поскольку законодатель не учитывает особенности современного ретейла (и особенно формата магазинов самообслуживания), что влечет за собой огромные потери для торговых компаний.

Постоянно возникают споры по вопросам налогообложения в связи с выплатами бонусов и премий, предоставлением скидок, проведением различных маркетинговых акций и затратами на рекламу, возвратом товаров, списанием боя и порчи. Зачастую эти проблемы являются следствием несовершенства налогового законодательства и наличия пробелов в правовом регулировании.

Исходя из современных реалий, на одно из первых мест выходят вопросы законного уменьшения размера налоговых обязательств как способа снижения финансовых издержек и одного из существенных факторов выживаемости компании.

И такие варианты у компаний есть. Нужно только грамотно воспользоваться предоставляемой законодательством вариативностью (например, при выборе метода оценки покупных товаров или метода амортизации) или возможностью получения налоговых льгот и преимуществ, а также не забывать о праве налогоплательщика закрывать правовые пробелы в налоговом регулировании.

И всегда важно заранее просчитывать налоговые последствия и вероятные риски, не забывая о главном подходе — в основе любого управленческого решения должна быть деловая цель.

Контакты Юридической фирмы Sameta
Юлия Кузнецова
Тел.: +7 (495) 937 54 85
E-mail: kuznetsova@sameta.ru

Полет на низких высотах