Диплом Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС при президенте РФ) всегда был «знаком качества» для работодателей из государственных и коммерческих структур и залогом успешного ведения собственного бизнеса.
Среди выпускников вуза — девять ныне действующих министров РФ, руководители администрации президента и аппарата правительства РФ, топ-менеджеры крупнейших российских компаний и даже восемь космонавтов. В июне 2018 года академия заняла второе место в рейтинге ста лучших российских вузов Forbs, составители которого учитывали не только качество образования, но и статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованности в регионах, количестве предпринимателей среди них.
«Качественное образование напрямую влияет на качество жизни. И если зачастую выбор обучения на программах бакалавриата за родителями абитуриентов, то решение о выборе магистратуры студенты принимают самостоятельно и вполне осознанно. Выпускники понимают, что магистратура — это дополнительный билет для развития карьеры или собственного бизнеса, это гарантия востребованности и эффективности в работе, успешности в жизни», — говорит Маргарита Казарян, исполнительный директор отделения национальной экономики РАНХиГС, доктор экономических наук, почетный работник сферы образования РФ.
«Основной упор — на умения и навыки»
— Маргарита Альбертовна, легко ли обучать современной экономике? Как экономическому факультету удается выпускать востребованных специалистов?
— Экономика в современных условиях — это целый спектр новых направлений: и цифровая экономика, и киберэкономика, и полицентрическая экономика. В каждом направлении важна практическая составляющая, и нынешнему специалисту уже недостаточно классического образования: оно не позволяет оперативно реагировать на вызовы современной рыночной среды.
Наш лозунг — от Адама Смита до цифровой экономики. Безусловно, мы даем фундаментальные знания, но все наши программы обучения (в бакалавриате их четыре, в магистратуре — три) в большей степени ориентированы на практику. Сегодня основной упор мы делаем на владения компетенциями, которые востребованы на рынке труда.
И в организационной структуре экономического факультета РАНХиГС произошли изменения: с 1 апреля 2018 года он преобразован в Институт экономики, математики, информационных технологий. И это не просто смена названия. Мы стали институтом: изменилась структура, цели, задачи; заниматься «просто экономикой» в современных реалиях становится неинтересно и бесперспективно. Современная экономика неразрывно связана с процессами цифровизации, развитием информационных технологий. Очень важно, чтобы эта синергия нашла свое место в «портфеле» знаний, умений и навыков, который получат выпускники. Мы стараемся максимально учитывать потребности времени, запросы работодателей и, конечно, интересы самих современных студентов.
— Но, как и любой вуз, вы в первую очередь учите думать...
— Умение мыслить — первое, что дает любое высшее образование. Разные типы образования (медицинское, юридическое и т.д.) формируют разные типы мышления. Мы учим мыслить экономически в условиях меняющейся среды. Любое управленческое решение экономист принимает с учетом того, какой экономический эффект оно принесет; экономисту важен результат, а не процесс. Сегодня нужно работать на опережение — и мы понимаем, что нужно давать упреждающие знания.
Есть очень хорошее выражение: «Сегодня, чтобы оставаться на месте, нужно бежать из последних сил». В процессе обучения акцент делается на умение собирать, анализировать и систематизировать информационные потоки, при этом, учим думать креативно и творчески.
Кроме того, любой вуз оказывает огромное влияние не только на мышление, но и на нравственную культуру студентов. Ведь очень важна сама среда, в который ты учишься. Первого сентября я всегда говорю студентам: мы — за гармоничное развитие личности. Поступая к нам, ребята могут участвовать в самых разных мероприятиях — от капустников и балов, посещения Государственной думы, различных министерств и ведомств, госкорпораций до конференций по криптовалюте и цифровой экономике.
Внеаудиторное общение развивает коммуникативные способности. С уверенностью могу сказать, что у нас учатся талантливые, целеустремленные студенты, — в первую очередь потому, что мы выбираем самых умных и амбициозных абитуриентов. И стараемся сделать так, чтобы образование, полученное на нашем отделении, позволило им стать максимально востребованными и успешными. Думаю, это у нас получается.
«Магистратура дает личностный и профессиональный рост»
— Кто и зачем приходит учиться в магистратуру? Какова мотивация абитуриентов?
— В процессе обучения в бакалавриате многие студенты начинают работать и понимают, что для развития им нужны более глубокие специальные знания — такие, которые дает магистратура.
Из наших бакалавров в магистратуру идут 30–40%. Всего в магистратуре учится около 50% студентов РАНХиГС, остальные — бакалавры других вузов.
Поступают в магистратуру как сразу после окончания бакалавриата, так и спустя несколько лет после получения диплома бакалавра. Это и сотрудники компаний, решившие повысить уровень компетенций, и предприниматели, осознавшие, что для успешного развития бизнеса им необходимо повысить уровень экономических знаний. Так что основная мотивация поступления в магистратуру и выбора программы обучения проста: это решение способствует личностному и профессиональному росту.
— Нужно ли иметь именно экономическое образование, чтобы поступить к вам в магистратуру?
— Нет, к нам приходят с самым разным образованием — законодательство это разрешает. Например, недавно пришел человек с медицинским образованием. Открыв свой медцентр, он понял, что ему не хватает знаний по экономике и праву.
Приглашаем педагогов-практиков
— Какие программы предлагает ваша магистратура?
— У нас три магистерские программы, и каждая по-своему уникальна.
Программа «Корпоративная экономика» адресована тем, кто планирует развивать свой бизнес или работать в крупных компаниях всех форм собственности. Эта программа позволяет стать высокопрофессиональным экономистом-управленцем — быть специалистом как в сфере корпоративного управления (взаимодействия акционеров и руководства компании), так и в области корпоративного менеджмента (управления наемными сотрудниками) и уметь организовать эту работу так, чтобы она приносила экономический эффект.
Вторая программа — «Экономика и право» — не имеет аналогов в России. Ее цель — подготовка экономистов со знанием правовой регламентации различных видов экономической деятельности предприятий (на базовом или специальном уровнях, в зависимости от выбранных магистрантом дисциплин). Думаю, что эта программа была бы полезна любому руководителю, ведь без знания правовых основ работать, а тем более вести собственный бизнес невозможно.
Кстати, в 2017 году программа «Экономика и право» вошла в предметный рейтинг агентства Eduniversal: она заняла третье место в списке программ вузовского обучения в Восточной Европе в категории «Экономика» и в этом году сохранила свои лидирующие позиции.
— Третью программу — «Экономика медиаиндустрии и сферы развлечений» — вы открыли совсем недавно...
— Да, и это подтверждает, что мы идем в ногу со временем. Можно спорить об экономике в разных отраслях, рассуждать, например, о том, какие перспективы у той или иной отрасли или сферы деятельности. Но медиаиндустрия — единственная отрасль, которая успешно развивается во всем мире, это крупнейший сегмент мировой экономики. Его нельзя не замечать.
Акцент в этой программе сделан на оптимальном соотношении практических занятий и решения ситуационных задач. Выпускники могут стать не только высокопрофессиональными экономистами в области медиаиндустрии и сферы развлечений, но и войти в число экспертов, помогающих медиамагнатам принимать верные инвестиционные решения.
В рамках программы у магистрантов есть возможность проходить стажировку в университетах-партнерах в США, Испании, Китае.
— Кто преподает в магистратуре?
— В магистратуру мы в первую очередь приглашаем педагогов-практиков — тех, кто работал в крупных компаниях и при этом имеет ученую степень и опыт преподавательской работы (поверьте, таких трудно найти, так как зачастую профессора и доктора наук не имеют опыта работы в реальном секторе экономики). Сложно перечислить всех, назову лишь некоторых.
Например, у нас преподает доктор экономических наук Марала Оджаровна Чарыева — признанный эксперт в области индустрии гостеприимства и организации масштабных проектов. Марала Оджаровна работала, в частности, генеральным директором компании «Росинтер Ресторантс», заместителем вице-президента компании «Ростикс», сейчас сотрудничает с оргкомитетами крупнейших спортивных мероприятий, которые проводятся в России, — настолько уникальны и полезны ее знания.
Еще один наш знаменитый преподаватель — кандидат экономических наук, доцент Елена Вениаминовна Калашникова — работала финансовым директором фабрики «Ударница», группы компаний «Нидан», открывала и возглавляла сеть магазинов «Виктория», в настоящее время работает в крупнейшей инвестиционной компании. Такого специалиста по корпоративному управлению сложно найти.
Особенно много педагогов-практиков читает лекции по программе «Экономика медиаиндустрии». Например, Григорий Кричевский — генеральный директор телеканала «Звезда» (2007–2013), руководитель информационного вещания телеканалов НТВ, «Культура».
— Выпускники программ MBA отмечают: MBA дает не только знания, но и новые полезные контакты, знакомства. Какие дополнительные «бонусы» получают ваши магистранты?
— Думаю, уместно будет напомнить, что именно наша академия первой в России начала обучение по программам MBA. Так что у нас есть опыт организации и таких программ. Что касается «бонусов», то, разумеется, наша магистратура — это определенная среда, где формируются контакты, деловые связи. Средний возраст студентов — 25–35 лет. И поскольку занятия даже очной магистратуры проводятся в вечернее время, то люди очень часто делятся опытом: днем поработал — вечером обсуждаешь проблемы и вопросы, с которыми столкнулся на работе.
Мы учим наших магистров видеть окружающую экономическую действительность во всей полноте многообразных связей и закономерностей. Наши магистры понимают, что сложные проблемы не имеют простых решений.
Они умеют критически анализировать экономические процессы и явления. Из наших стен они выходят с ясным пониманием того, что учиться, совершенствовать свои навыки и умения необходимо всю жизнь. И если мы продолжим тему рейтингов Forbes, то я уверена: в скором времени мы увидим в этих списках наших выпускников — как известных и успешных людей России.