В 45 лет жизнь только начинается, ведь в этом возрасте у нас наконец появляется время пожить для себя и переделать множество дел, которые раньше приходилось откладывать. Однако после 45 лет в нашем организме происходят естественные процессы старения, и один из них — пресбиопия, или возрастная дальнозоркость. Чтобы выяснить, насколько хорошо россияне умеют с ней справляться, французский производитель линз для очков Essilor провел масштабное исследование. Оно показало, что большая часть наших соотечественников плохо понимают, что такое прогрессивные линзы, применяющиеся для коррекции пресбиопии. Чтобы сделать этот термин более прозрачным, компания решила переименовать прогрессивные линзы в мультифокусные. Новое название поможет потребителям лучше понимать их назначение — фокусироваться на разных дистанциях: близи, дали и среднем расстоянии.
По статистике, за последние годы средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 72 лет, почти в два раза снизилась материнская смертность, в 3,7 раза возросло количество медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. А наша медицинская информационная система ЕМИАС является крупнейшей и самой развитой в Европе. При этом россияне уделяют недостаточное внимание здоровью глаз: по данным ВОЗ, половина жителей страны страдают нарушениями зрения. В течение десятилетия, если динамика не изменится, их доля увеличится предположительно до 70%.
Однако, как бы мы ни заботились о глазах, существуют возрастные изменения, от которых не застрахован никто. У многих людей после 45 лет есть пресбиопия. К сожалению, в нашей стране невысок уровень осведомленности о самом простом и удобном способе ее коррекции — мультифокусных линзах (ранее называвшихся прогрессивными). В России о них слышали только 30% опрошенных, хотя, ознакомившись с описанием, еще 13% вспомнили об их существовании. Тем не менее за последние пять лет уровень осведомленности в этом вопросе в нашей стране вырос. Такую картину показало исследование Essilor, проведенное среди 400 потенциальных потребителей и пресбиопов в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Самаре.
Около 80% опрошенных отметили, что испытывают дискомфорт от использования нескольких пар очков и готовы перейти на современный способ коррекции пресбиопии, но им непонятно название прогрессивных линз. Поэтому компания Essilor приняла решение переименовать их в мультифокусные: это наименование большинству участников опроса кажется более прозрачным.
До появления этого удобного способа коррекции пресбиопии существовали только бифокальные линзы. Они состояли из двух частей, граница между которыми причиняла дискомфорт и в конечном счете приводила к ухудшению зрения. Кроме того, средний план оставался нечетким. Проблема оставалась нерешенной до тех пор, пока в конце 1950-х компания Essilor не предложила принципиально новое решение — мультифокусные линзы Varilux (в то время известные как прогрессивные). Их изобретатель — сотрудник компании Бернар Метеназ — не только отказался от раздражающей границы между линзами, но и сделал возможным четкое зрение на всех расстояниях: вблизи, вдаль и на средней дистанции. Это стало возможно благодаря плавному нарастанию оптической силы линзы. Например, если в очках с мультифокусными линзами перевести взгляд с экрана ноутбука на собеседника, глаза будут смотреть в другую зрительную зону. Это позволяет без лишнего напряжения увидеть в одних очках и близкие, и далекие предметы.
С тех пор технологии непрерывно совершенствовались, было создано несколько поколений линз Varilux. За 58 лет улучшилось качество зрения в движении, ускорилась адаптация пользователя, расширилось поле зрения и был усовершенствован дизайн. Все это объясняет неугасающую популярность таких линз: каждые четыре секунды в мире появляется новый пользователь Varilux.
Вадим Король, глава группы Essilor в России: «В ходе исследования мы выяснили, что более половины россиян не знают о существовании линз для коррекции пресбиопии, многие не доверяют новым технологиям, а значит, все они корригируют зрение минимум двумя парами очков — для близи и для дали. От этого страдает качество жизни. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, в этом году нам предстоит проделать с консультантами и потребителями большую просветительскую работу. Переименование категории — только первый шаг к построению более прозрачной коммуникации с потребителем. Уверен, что доля российского оптического рынка, которую занимают мультифокусные линзы, в итоге вырастет».