— Первые три квартала текущего года для Acer в России были вполне успешными. Какие прогнозы вы делаете по итогам 2018 года в целом?
— Если говорить о выручке, мы ожидаем, что она вырастет на 27% по сравнению с 2017 годом в долларовом выражении. В четвертом квартале мы могли бы поставить даже больше наших продуктов, но отрасль в целом столкнулась с нехваткой компонентов: осенью этого года компания Intel — основной производитель процессоров — объявила о грядущем дефиците. Наши среднесрочные прогнозы также вполне оптимистичны, учитывая то, какую популярность набирают компьютеры Acer на базе альтернативных архитектур, особенно в среднем ценовом сегменте. Что касается прибыльности, обычно этот показатель по странам мы не комментируем, тем более что в России Acer не осуществляет прямых продаж. Тем не менее, учитывая распределение продаж продукции по ценовым и целевым сегментам и долю операционных расходов в общем объеме отгрузок, можно с уверенностью сказать, что бизнес компании в России является прибыльным.
По итогам третьего квартала 2018 года глобальная консолидированная выручка Acer выросла на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла $2,11 млрд, валовая прибыль составила $197,5 млн (10,6% от выручки). Операционная прибыль в размере $32,9 млн (1,8% от выручки) стала самой высокой в третьем квартале года за последние восемь лет, а прибыль до налогообложения составила $33,1 млн. Чистый доход достиг $29,6 млн, прибыль на акцию (EPS) — 0,3 тайваньского доллара ($0,097). В третьем квартале Acer добилась роста выручки год к году во всех регионах. При этом за период с января по сентябрь продажи больше всего выросли в России, США и Юго-Восточной Азии.
— Какие факторы повлияли на рост бизнеса компании в 2018 году?
— В этом году мы продолжили развитие премиум-сегмента, нарастив оборот в двух ключевых категориях продуктов — игровые ноутбуки и ультратонкие ноутбуки. Мы переместили фокус с массовых на более дорогие модели еще в 2015 году. И в 2018 году продажи в премиальном сегменте достигли такого уровня, который позволил нам практически отказаться от продвижения бюджетных продуктов. В ноябре доля продаж ноутбуков Acer в сегменте до 20 тыс. руб. составила 10% в штучном выражении, в то время как в сегменте 50–60 тыс. руб. — свыше 30%. Высокие ценовые сегменты — менее емкие, доля продаж ноутбуков Acer на российском рынке в целом, в штуках, составляет порядка 17%.
— На сколько выросла средняя стоимость ноутбука Acer за этот год?
— Если мы, например, сравним третий квартал 2018 года с аналогичным периодом 2017-го, то средняя стоимость ноутбуков Acer за год в отгрузочных ценах в долларовом выражении выросла на 15%. Это существенно выше, чем в среднем в индустрии, где рост цен за счет увеличения стоимости компонентов составил порядка 5%. Если говорить о продажах с полок в России, то в ноябре среди пяти крупнейших производителей ноутбуков мы уступали по этому показателю только Apple. Как я уже говорил, рост произошел не за счет повышения цен на отдельные модели, а благодаря нашему фокусу на продукты в средней и высокой ценовых категориях, которые, очевидно, заинтересовали покупателей.
— Почему, на ваш взгляд, покупатели обратили внимание на более дорогие модели?
— Во-первых, мобильный ПК до сих пор устойчиво рассматривается потребителем как основное устройство для создания контента. Ну, а качество чего бы то ни было напрямую зависит от того, какими инструментами его создавать. Многие в 2018 году покупали ноутбук на замену уже существующему, поэтому осознанно искали более компактные модели с длительным временем работы от батареи. Очевидно также, что покупатель готов платить за эстетику — дизайн ноутбука. Здесь мы делаем упор на широкую, но хорошо структурированную линейку, отличительной особенностью которой является использование современных материалов. Думаю, что по такому нестандартному показателю, как количество алюминия в корпусе за цену, мы заняли бы первое место. У нас, например, есть полнофункциональный 15-дюймовый ноутбук весом менее килограмма и 14-дюймовый ноутбук с тач-дисплеем толщиной менее одного сантиметра. Вообще, Acer — доминирующий игрок в продажах ноутбуков с тач-дисплеями и разворачивающимися на 360 градусов экранами.
Во-вторых, развиваются игровая индустрия и киберспорт, и всем, кто в это вовлечен, нужны более мощные ПК и ноутбуки. Сегодня практически все производители стараются развивать свои линейки игровых компьютеров. Так, российский рынок киберспортивных ноутбуков за год вырос примерно на 60%. Если говорить об Acer, то в общем объеме продаж доля оборудования для геймеров — речь о настольных компьютерах, мониторах, ноутбуках, игровых проекторах — составила 20%. Годом ранее этот показатель был равен 12%.
— Как долго, на ваш взгляд, продержится интерес к киберспорту и, соответственно, спрос на игровые компьютеры?
— Конечно, такой темп роста, который мы наблюдаем сейчас, не может быть бесконечным. Если говорить о нашей доле в сегменте игровых ноутбуков, в третьем квартале этого года (по продажам с полок, в штуках) она была чуть выше 23% — мы были лидерами в этой категории. Интересно также, что игровые ноутбуки Acer лидировали по продажам в рознице и в ноябре, в неделю так называемой черной пятницы, об этом писали СМИ. Значительно увеличить продажи в начальном и среднем ценовых диапазонах мы не планируем, сейчас это оптимальный показатель, и в следующем году ожидаем рост, пропорциональный рыночному. Та же ситуация и с игровыми мониторами: рост продаж будет сопоставим с динамикой рынка.
Потенциал для роста доли мы видим в сегменте игровых ноутбуков высокого ценового диапазона (от 120 тыс. руб.), в котором продукция Acer сейчас занимает порядка 10%. Здесь ключевую роль сыграет обновление нашей продуктовой линейки в первом квартале 2019 года. Потенциал у нас есть также в настольных игровых ПК, начальном и среднем ценовых для этого сегмента диапазонах.
Тем не менее наши амбиции в гейминге не ограничиваются долями рынка или относительным ростом поставок. Нам важно, чтобы потенциальный покупатель, выбирая среди производителей профессионального оборудования для киберспорта или премиальных ПК и мониторов для игр, в первую очередь вспомнил бы именно об Acer и бренде Predator.
— С кем на российском рынке игровых компьютеров вам сейчас приходится конкурировать?
— Нашими основными конкурентами являются Asus и MSI — компании, которые известны также и как производители компонентов. Считаем, что у них более сильные позиции среди «классической» аудитории покупателей игровых ПК, в то время как мы растем за счет новых клиентов.
— У Acer много корпоративных заказчиков, в том числе государственных. Вы, например, сотрудничаете с правительством Москвы, Сбербанком, «Почтой России», «Ростелекомом». Почему именно ваши компьютеры пользуются спросом у госкомпаний и зачем вам госконтракты?
— Действительно, почти четверть наших продаж в России приходится на непотребительский сегмент. Основные корпоративные заказчики — это государство, в том числе госкорпорации, и крупный бизнес. Наши ПК активно используются в школах, и в сфере образования мы, возможно, являемся лидирующим поставщиком компьютеров. Здесь я не вижу ничего удивительного. Практика проведения закупок ИТ-продуктов в России за последние несколько лет существенно упростилась и стала прозрачной. Чтобы выиграть крупный тендер, участнику нужно действительно предложить оптимальное по цене решение, удовлетворяющее требованиям заказчика. Мы, в свою очередь, предлагаем хороший продукт за адекватную цену. Для нас контракты на поставки в госсектор интересны, потому что фактическая себестоимость продукции становится понятной уже на этапе их заключения. Все-таки, несмотря на то, что мы говорим о росте продаж в отдельных сегментах, рынок персональных компьютеров в целом остается нестабильным. Для производителя иметь гарантированный контракт на поставку, пусть с не очень высокой маржинальностью, зачастую выгоднее, чем отгрузить эту же партию на открытый рынок и еще потом работать над ее успешной реализацией. Если говорить точнее, наша цель — иметь хороший баланс в различных сегментах рынка.
— В сентябре вы запустили собственный интернет-магазин. Зачем Acer онлайн-площадка?
— Премиальный бренд — это не только продукция, но и сама покупка. Бренды должны иметь собственные торговые площади, чтобы выстраивать свою модель продаж и самостоятельно организовывать пространство для реализации товара. Наличие площадки помогает в продвижении как новинок, так и продуктов, которые на этапе их выхода однозначно не признаются партнерами как будущие хиты. Открытие интернет-магазина вовсе не означает, что Acer уйдет из розничных сетей. Наша продукция по-прежнему будет представлена на полках партнеров, просто появился еще один канал продаж. В будущем мы планируем открыть в России и собственные фирменные офлайн-магазины.
— Стоит ли ждать в будущем году новинок от Acer в России?
— Конечно. Acer постоянно пробует себя в новых сегментах. Сейчас мы активно экспериментируем с устройствами для «умного» дома. Но в следующем году прорыва от нас можно ожидать в непотребительском сегменте — в технологиях для «умного» города. Например, наша система «умных» парковок, которая позволяет водителям в режиме онлайн видеть свободные места, уже работает на Тайване. Кроме того, там активно используют разработанную Acer систему «Электронный билет», которая позволяет в одном приложении объединить проездные на все виды транспорта и управлять ими. Мы готовы предложить эти технологии Москве.