Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Цифровая трансформация: технологии безналичной оплаты на службе у города

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О внедрении цифровых сервисов и как сервисы помогают решать ежедневные задачи не только жителей, но и регионов, рассказывает Михаил Казаков, генеральный директор АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» (дочерняя компания ПАО Сбербанк).

— Что вы вкладываете в понятие «цифровые сервисы в городской среде»?

— Экспансия цифровых технологий и их влияние на современный мир справедливо влечет за собой трансформации в социальном секторе. Для нас это сервисы, позволяющие людям быстро и эффективно справляться с каждодневными операциями, а региону оптимизировать процессы в различных отраслях, повысить контроль над бюджетными расходами и увеличить налогооблагаемую базу. Основные направления АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» — транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и школьное питание. Мы фокусируемся на внедрении безналичной оплаты и учете наличных средств, а также дальнейшем выстраивании инфраструктуры вокруг этих сервисов.

— Каким образом внедрение безналичной оплаты на транспорте помогает в развитии города?

— Безналичная оплата очень удобна для пассажиров: проезд можно оплатить в одно касание — время на посадку сокращается, более того, при безналичной оплате могут действовать постоянные или акционные скидки — это выгодно, вы экономите время и деньги ежедневно. Такая экономия времени в перспективе месяца или года дает возможность провести больше времени с близкими или друзьями, посвятить время тому, что имеет существенную ценность.

И именно благодаря таким сервисам горожане отдают большее предпочтение общественному транспорту взамен личного автомобиля. Развитие общественного транспорта снижает загруженность дорог, что позволяет создавать более здоровую экологичную обстановку в регионе.

При внедрении безналичной оплаты все платежи, сделанные пассажирами, попадают в электронные реестр, доступный органам контроля и управления. Соответственно, внедрение подобных решений позволяет повысить контроль за расходом бюджетных средств на льготные перевозки и увеличить собираемые налоги, в частности с оплаты наличными средствами. В дальнейшем бюджетные средства могут эффективнее использоваться для развития дорожной инфраструктуры, что, в свою очередь, качественно влияет на безопасность пассажиров.

— Как в России принимают цифровые сервисы?

— Внедрение ИТ-технологий в повседневную жизнь — вопрос времени. Разрабатывая сервисы, мы стараемся выстроить понятную систему, которой людям удобно и просто пользоваться.

В активе АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» есть проект «Ладошки» — сервис безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях. Ребенку выдается пластиковая карта, которой он может расплачиваться за обеды или покупать буфетную продукцию. Баланс карты родители пополняют любым удобным способом — через мобильные сервисы Сбербанка, на сайте Ладошки.дети, наличными через терминалы и банкоматы. В личном кабинете родителям всегда доступны отчеты о покупках ребенка, что помогает контролировать расходы и следить за рационом ребенка в режиме онлайн.

Конечно, внедрение технологий, с которыми ранее никто не был знаком, поначалу вызывают опасения, но со временем эффективные проекты доказывают свою необходимость.

Так и с проектом «Ладошки»: конечно же, у родителей были определенные опасения, но дети сегодня быстрее взрослых осваивают и принимают инновации, так что родителям остается только пользоваться преимуществами безналичных сервисов. Более того, сервис развивается, и сегодня существует формат «Накрытые столы», учитель дистанционно формирует заказ и отправляет комбинату школьного питания, а ребенок уже приходит на перемене в буфет, где его ждет комплексный завтрак или обед.

И мы отмечаем, что от года к году популярность проекта растет. Сегодня при поддержке Сбербанка уже более чем в 400 школах России успешно функционирует данный сервис безналичной оплаты.

Похожая тенденция и с транспортными проектами. К примеру, в Московской области доля безналичных платежей за оплату проезда в общественном транспорте составляет 86%.

А в июле этого года в Республике Башкирия было введено единое платежное решение на общественном транспорте «Алга», популярность которого с каждым днем растет, так как пассажиры теперь имеют возможность пользоваться либо банковской картой, либо единой картой на территории всей республики. Данное решение позволяет жителям получать скидки, да и просто забыть о необходимости предварительной покупки билета или пополнения транспортной карты, подключив автоплатеж.

— Как проекты АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» помогают выстраивать эффективные городские системы?

— Для повышения качества жизни в городе необходимо решать комплекс задач, в частности вопросы, связанные с учетом и распределением ресурсов ЖКХ.

Для решения данной задачи мы совместно со Сбербанком предлагаем облачный биллинговый сервис БРИС ЖКХ, который в автоматизированном режиме собирает показания счетчиков, проводит оплату и расщепление платежей за коммунальные услуги в рамках единой платформы.

В контуре объединены ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, расчетные центры и конечные потребители услуг (физические и юридические лица).

Система в автоматическом режиме собирает и обрабатывает данные, что исключает ошибки в расчетах, позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), создает прозрачную и понятную всем систему начислений и платежей с выгрузкой данных в ГИС ЖКХ. Жителям доступно мобильное приложение: через него можно передавать показания счетчиков и оставлять обращения о качестве оказываемых услуг, не выходя из дома. Применение системы в рамках единого платежного документа повышает собираемость платы за коммунальные услуги до 95–97%, в том числе взносов за капремонт — до 97%.

Именно такой сервис способствует обеспечению прозрачного управления в сфере ЖКХ, и как следствие, повышению уровня безопасности и надежности, доступности и качества оказываемых услуг.

— Россия — очень большая страна, присутствует региональная специфика. Легко ли внедрять инновационные сервисы?

— Отличительной особенностью наших проектов является то, что мы можем интегрировать сервисы «РАСЧЕТНЫХ РЕШЕНИЙ» на инфраструктуре любого масштаба.

Систему безналичной оплаты на транспорте мы разворачиваем на базе универсального решения для оплаты проезда на транспорте — Транспортной платформы «РАСЧЕТНЫХ РЕШЕНИЙ». Платформа является собственной разработкой АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ», реализована на базе открытой системы. Она дает возможность в рамках целого муниципального образования проводить оплату проезда любым бесконтактным способом: банковской картой VISA, Mastercard или «Мир», смартфоном с подключенным сервисом Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, транспортными картами или брелоками. Система позволяет также учитывать оплату проезда льготными проездными. Вся информация отражается в личных кабинетах — пассажира, перевозчика, социальных структур, банка-эквайера и региональных органов власти.

Транспортная платформа масштабируется на транспортную систему как небольшого города, так и целого субъекта. За полгода мы запустили безналичную оплату наземного транспорта в Ханты-Мансийске, Тагиле, внедрили единую транспортную карта «Алга» в Башкирии, а также в Казани, впервые в России, ввели безналичную оплату проезда в поездах пригородного сообщения.

БРИС ЖКХ также подстраивается под нужды клиента. Сервис использует облачную SaaS-технологию, которая позволяет выбирать только нужные модули и настраивать систему индивидуально под запросы. Пользователям не нужно затрачивать средства на ИТ-специалистов для поддержки и обслуживания — эту часть работ мы берем на себя.

— Как выстраивается система, чему уделяется наибольшее внимание?

— Разумеется, самым важным для нас является обеспечение безопасности персональных данных и сохранности денежных средств. Если мы выстраиваем что-то новое, то это должно быть безопасно с самых ранних этапов — проектирования архитектуры, построения и внедрения. Один маленький недочет может стоить огромных затрат в будущем. Поэтому мы проводим исследования безопасности всех элементов системы как до внедрения, так и после.

— Какие вы выбираете для себя векторы развития в будущем?

— Помимо развития транспортных проектов во всех городах России мы продолжаем развивать идею трансформации транспортной карты как систему лояльности в иных городских пространствах. Мы видим, что карта для пассажира — это не только средство оплаты проезда на всех видах транспорта, как онлайн, так и офлайн, это и возможность оплаты всех городских сервисов: парковка, музеи, точки питания и т.д.

Стремительное развитие цифровизации мотивирует нас двигаться дальше, использовать самые передовые технологии для того, чтобы жизнь жителей российских городов становилась еще более удобной и комфортной.

Уже сегодня мы закладываем определенные глобальные решения и принципы, основанные не только на общечеловеческих ценностях и стремлении к всеобщему благу и доступности, но и выгодные для города экономически.