Франческо Пенсабене — директор московского офиса ИЧЕ — Отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии в Москве, руководитель сети ИЧЕ в Российской Федерации, Армении и Белоруссии.
— Почему вы решили участвовать в выставке ProdExpo?
— Для нас это большая честь, поэтому в этом году мы привезли 59 компаний. Италия с большим вниманием следит за российским рынком, который мы считаем приоритетным для себя и который ежегодно демонстрирует увеличение объемов. Как известно, Италия является важной гастрономической державой: ежегодный экспорт итальянских продуктов питания в мире составляет около €40 млрд. Несмотря на все трудности, мы с большим оптимизмом смотрим на Россию и на российский рынок.
— Какие итальянские компании представлены на выставке?
— На выставке присутствуют компании, которые работают по всем категориям продуктов питания, из них 30 компаний являются участниками инициированного нашим государством плана по поддержке экспорта предприятий, работающих в южных регионах Италии.
— Какая главная идея вашей кампании продвижения?
— Италия — это родина средиземноморской кухни. И по популярности в России среди кухонь мира она стоит на третьем месте после русской и кавказской.
Итальянская кухня — это путешествие в фантазии, путешествие в эмоции, в мир качественной продукции. В это путешествие мы хотим отправиться вместе с российскими потребителями.
— Насколько российские контрсанкции повлияли на позиции итальянских продовольственных компаний в России?
— Санкции и контрсанкции точно не помогли экспорту продуктов питания из Италии, тем не менее присутствие качественной итальянской продукции в России все время растет. Итальянские производители особенно сильны по четырем категориям: вино, паста, кофе и оливковое масло, и доля рынка, которую занимает Италия в России по этим позициям, составляет 30–40%. Наша страна показывает высокий уровень конкурентоспособности, предлагая потребителям самые разные товары и услуги, не только продукты питания, но и, например, оборудование для их переработки (food tech). В этом смысле Италия дает достойный ответ требованиям российского рынка, которые становятся с каждым годом все более высокими. Речь идет прежде всего о таких новых направлениях, как органические продукты или детское питание.
— Как бы вы оценили торговое сотрудничество между Россией и Италией в целом?
— Достаточно позитивно, но в любом случае сохраняются возможности для улучшения. В 2018 году товарооборот наших стран составил €23 млрд, из которых €9 млрд пришлось на итальянский экспорт в Россию, а €14 млрд — на российский экспорт в Италию. В 2019 году итальянский экспорт достиг €9,7 млрд, российский — €12,8 млрд.
И для нас важным показателем является то, что итальянский экспорт вырос на 8,5%. Эти цифры говорят о том, что Италия придает российскому рынку стратегическое значение: мы являемся пятой страной — экспортером в Россию и седьмой страной — покупателем российских товаров в мире.
— Расскажите о структуре поставок из Италии в Россию. Какие товары самые востребованные?
— Около 40% итальянских поставок в Россию приходится на машинное оборудование, сектор высоких технологий. Более 22% занимает продукция химической и фармацевтической промышленности. Наконец, более 14% — это товары модной индустрии. Плюс мебель или предметы интерьера, медицинское оборудование. Не следует забывать, разумеется, о продуктах питания и товарах широкого потребления: очках, оптике, обуви, аксессуарах. Среди экспортеров продовольствия на российский рынок мы занимаем седьмое место, и в 2019 году объем этих поставок достиг €814 млн, что на 5% выше аналогичного показателя прошлого года. В итоге на сегодняшний день Италия занимает 3,5% российского продовольственного рынка. Это только подтверждает тот факт, что Россия является для нас стратегически важным партнером.
— В каких секторах итальянские производители особенно сильны в России?
— Сегодня мы лидируем на рынке машинного оборудования, в секторе моды и агропромышленной продукции. Итальянские товары также хорошо представлены в сфере высоких технологий, дизайне и сегменте люксовых товаров, в таких областях, как химия, фармацевтика, телекоммуникации, авиакосмические технологии, возобновляемые источники энергии, технологии для медицинской промышленности и защиты окружающей среды.
— Каковы, по вашему мнению, основные барьеры для развития торгового сотрудничества России и Италии?
— Конечно, санкции и контрсанкции не помогли итальянскому экспорту, который обладает высоким качеством и уровнем и признается во всем мире. Но важно подчеркнуть, что диалог ведется очень интенсивно и открыто — в России работает почти 500 итальянских компаний, и, несмотря на любые сложности, ваша страна остается ключевым партнером для Италии.
— Какие меры поддержки предлагает ИЧЕ компаниям, которые решили выйти на зарубежные рынки?
— Агенство ИЧЕ — это правительственная организация, которая призвана продвигать и поддерживать экспортные возможности итальянских компаний не только в России, но и во всем мире. В Москве мы работаем как Отдел по развитию торгового обмена Посольства Италии.