— Традиционно Сбербанк является основным сборщиком платежей за ЖКХ. В какой степени пандемия и карантинные меры повлияли на способы совершения оплаты жителями страны?
Кирилл Дмитриев: Digital-сервисы для оплаты услуг, которые постоянно развивает Сбербанк, очень помогли нашим клиентам в непростой эпидемиологической ситуации этого года и поддержали компании отрасли ЖКХ. Мы фиксируем рост платежей в цифровых каналах, драйверами как раз и выступают платежи за услуги ЖКХ (+14%). В чуть меньшей степени — платежи за услуги телекома (+12%).
Чаще всего наши клиенты используют для оплаты коммунальных услуг мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» и сервис «Автоплатеж ЖКХ». Доля в этих каналах за апрель—июнь выросла на восемь процентных пунктов. Раньше аналогичный рост мы наблюдали в течение года.
Конечно, в условиях пандемии digital-сервисы являются самыми безопасными и удобными, люди ими охотно пользуются. Мы постоянно проводим информационные кампании и обучаем граждан, как оплачивать услуги не выходя из дома. Кстати, в цифровых каналах комиссия ниже, чем при посещении банка (в случаях, где комиссия не возмещается получателем платежа, а взимается с клиента), для многих это ощутимый плюс. В результате доля безналичных платежей за услуги ЖКХ в банке достигла исторического максимума 89%.
Стоит отметить, что в условиях пандемии Сбербанком были реализованы безопасные сервисы безналичной оплаты и в офлайне. Так, более чем в 130 городах России сегодня доступна безналичная оплата проезда, что позволяет пассажирам и водителям меньше контактировать с наличными деньгами. Пассажиры могут оплачивать проезд бесконтактными банковскими картами или транспортными картами, которые возможно пополнить в «Сбербанк Онлайн». Как и в случае с оплатой услуг ЖКХ, пользователям доступна услуга «Автоплатеж».
— Как «Сбер» взаимодействует с компаниями, которые работают в сфере ЖКХ?
Кирилл Дмитриев: Мы все чаще заключаем договоры с компаниями, которые оказывают услуги частным клиентам, на прием платежей через приложение «СберБизнес». В этом году более 8,5 тыс. компаний воспользовались этим предложением для заключения договоров, это больше чем в два раза по отношению к 2019 году. В данном случае договор заключается без визита в офис, практически через пять минут клиенты компании уже могут совершать платежи в каналах банка. При необходимости компания всегда может внести изменения в заключенный договор — также в рамках приложения «СберБизнес».
Мы активно работаем с МФЦ, реализуя сервис оплаты непосредственно в офисах МФЦ при оказании услуг. По итогам полугодия сервис оплаты госуслуг по карте любого банка доступен в МФЦ 77 городов, подключено более 9 тыс. универсальных окон.
Кроме того, мы расширяем инфраструктуру платежей и в небольших населенных пунктах — в этом году более чем в 2,5 тыс. сельских торговых точек запущен сервис приема платежей по картам любых банков.
— Реформирование сферы ЖКХ предполагает повышение прозрачности системы расчетов начислений за услуги ЖКХ, а также управления финансовыми потоками. Какие решения предлагает Сбербанк?
Кирилл Дмитриев: Решения у нас есть. Собственно, именно так называется одна из наших дочерних компаний — АО «Расчетные решения». Специально для сферы ЖКХ коллеги разработали платформу БРИС ЖКХ. Сейчас к ней уже подключилось 3,7 млн домохозяйств, и цифра продолжает расти.
Михаил Казаков: БРИС ЖКХ — инновационная разработка, созданная специально для участников сферы жилищно-коммунального хозяйства. Это облачный биллинг. Система реализует прозрачную и понятную всем систему расчета начислений и обработки платежей с выгрузкой данных в ГИС ЖКХ. Облачный биллинг БРИС ЖКХ позволяет жителям перевести все коммуникации по вопросам ЖКХ в онлайн, в том числе подписаться на электронный ЕПД. Для предприятий ЖКХ система БРИС ЖКХ позволяет существенно упростить и ускорить расчеты, так как все настройки выполняются силами бизнес-специалистов без изменений программного кода, а за счет использования облачной технологий — нет необходимости нести затраты на закупку и обслуживание ИТ-инфраструктуры.
Платформа постоянно дорабатывается в зависимости от изменений в федеральном законодательстве, что гарантирует правовую чистоту при проведении начислений и платежей.
— Насколько востребована эта программа в регионах?
Михаил Казаков: Сегодня платформа представлена в 20 регионах России. Сейчас во многих регионах Сбербанк осуществляет проекты по повышению уровня безналичных расчетов, и мы к ним обязательно подключаемся. Например, компания выступила технологическим партнером в проекте по внедрению ЕПД в Новгородской области. Успешно реализовано автоматическое расщепление платежей напрямую поставщикам, что позволило снизить задолженность перед ними. Жители области получили мобильное приложение и возможность оплачивать одну квитанцию вместо нескольких. В целом мы видим, что наши предложения востребованы и позволяют в условиях пандемии максимально сохранить стабильность поступления оплат за коммунальные услуги от жителей.
— Планируете ли вы внедрять какие-то новые сервисы для оплаты услуг?
Кирилл Дмитриев: Безусловно, мы и дальше будем развивать сервисы Сбербанка. Наша цель — формирование лучшего клиентского опыта в платежах и переводах. В самое ближайшее время нашим клиентам и партнерам будут доступны новые сервисы: электронная квитанция за ЖКХ в «Сбербанк Онлайн», возможность отдельно от платежа передать показания счетчиков, поиск и оплата ЖКУ по адресу, уведомления о новых выставленных счетах и многое другое.
В следующем году планируется, осмелюсь заявить, революционный перезапуск клиентского опыта в оплате услуг в «Сбербанк Онлайн». И, конечно, мы продолжим развивать нашу экосистему платежей. Уверен, это существенно повысит доступность сервисов по платежам и переводам высочайшего уровня для каждого клиента.