Об истории фестиваля и обо всем, что будет происходить на нем в 2021 году, в эксклюзивном интервью рассказывает президент Европейского фонда поддержки культуры Константин Ишханов.
— Константин, немного истории. В какой момент фестиваль превратился в столь масштабное мероприятие?
— Первый фестиваль был проведен в 2011 году: это была просто серия концертов. В 2014 году в рамках фестиваля стали проходить мастер-классы, ежедневные концерты профессоров, студентов и известных приглашенных артистов. Когда количество участников приблизилось к 150, а количество представленных стран мира к 30, — нам показалось это серьезным достижением. А когда музыканты высочайшего уровня стали главной приметой нашего фестиваля, его престиж значительно поднялся. В 2018 году он уже вылился в трехнедельный марафон, что стало практически беспрецедентным событием.
Ранее фестиваль назывался «Международный Мальтийский музыкальный». Однако название фестиваля решили изменить, так как теперь он «не только про Мальту». InClassica International Music festival — крупнейший международный проект, уникальная площадка-обсерватория, откуда можно наблюдать за ярчайшими звездами мирового музыкального небосклона.
— Какие концерты фестиваля вам особенно запомнились?
— За десятилетнюю историю нашего фестиваля было много интересных, а порой и уникальных программ.
Мне запомнились концерты фестиваля с участием живых классиков, великими музыкантами современности: Гия Канчели и Кшиштофом Пендерецким. Однажды мы провели абсолютно камерный по содержанию и духу фестиваль, где выступило знаменитое французское трио Wanderer. Остались в памяти и потрясающие концерты пианиста-гения Григория Соколова, который приедет на наш фестиваль уже в третий раз.
Андрей Ионица на Фестивале InClasssica-2019 (фото: пресс-центр фестиваля)
Интересной для меня в 2018 году была премьера симфонической поэмы «Образы великой осады» композитора-резидента Алексея Шора, посвященной историческим событиям, пережитым Мальтой в 1565 году. Кстати, открывать юбилейный фестиваль будет именно это произведение. Музыкальное батальное полотно воссоздадут два оркестра: Иерусалимский симфонический оркестр и Мальтийский филармонический оркестр (МФО) под управлением замечательного дирижера, главного дирижера МФО Сергея Смбатяна.
— Какие еще известные коллективы и солисты приглашены на InClassica-2021?
— На Мальту приедут шесть зарубежных оркестров: Лондонский королевский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Королевский филармонический оркестр Льежа, уже упомянутый Иерусалимский симфонический оркестр, Немецкий государственный филармонический оркестр Рейнланд-Пфальца и Государственный симфонический оркестр Армении.
Поистине, восхитит любого знатока и состав солистов: трижды лауреат премии «Грэмми», пианистка Марта Аргерих; солист Берлинского филармонического оркестра, кларнетист Андреас Оттензамер, семикратный лауреат премии ECHO Klassik, скрипач Дэниэл Хоуп; обладательница премии Emmy и ECHO Klassik Award, сопрано Даниэль де Низ и многие другие великолепные музыканты.
— Кто из российских музыкантов приедет к вам?
— Мы пригласили дирижера Александра Сладковского, с которым уже сотрудничали не раз. Выступят молодые российские звезды Сергей Догадин и Андрей Гугнин, эти артисты — большие друзья нашего фонда. Впервые нашим гостем станет известный пианист Денис Мацуев, и мы надеемся, что с ним у нас также сложатся теплые отношения.
— Как рождаются программы вашего фестиваля?
— Все решения принимает совет директоров Европейского фонда поддержки культуры и Артистический директор фестиваля Алан Киркоп.
В фестивальной программе-2021 мы постарались отметить два юбилея: 250-летие Бетховена, которое перенесено из-за пандемии на 2021 год и 180-летие Дворжака.
Также нам очень приятно, что композитор-резидент фестиваля Алексей Шор для премьеры своего «Концерта для скрипки с оркестром» выбрал именно наш фестиваль.
— Расскажите об идее в рамках фестиваля проводить финал пианистических конкурсов, проходящих в течение года в европейских странах.
— Три года назад мы провели серию пианистических конкурсов «11 путей на Мальту» с финалом в рамках нашего фестиваля (2018 год). В конкурсах приняли участие около 800 музыкантов со всего мира. Теперь родилась более масштабная идея: серия конкурсов «14 путей на Мальту» с финалом в 2021 году. Сейчас проходят отборочные конкурсы в 13 странах мира: Австрии, Англии, Армении Бельгии, Германии (Гамбург, Берлин), Израиле, Италии, Китае, Корее, России, США, Швейцарии и Японии.
Концерт Андреаса Оттенсамера на Фестивале InClassica-2018 (фото: пресс-центр фестиваля)
Мы получаем огромное количество заявок. Пять победителей каждого из конкурсов (всего 70 пианистов) сразятся за звание лауреата весной в classic piano на Мальте. Все наши участники — молодые восходящие звезды, и мы надеемся, что наши конкурсы станут для этих ребят стартовой площадкой в большой мир музыки.
— «14 путей на Мальту» имеет беспрецедентный призовой фонд — €300 тыс. Это привлекает большее количество участников? Что, на ваш взгляд, создает престиж музыкального соревнования?
— Многое: и размер премий, и состав жюри, и прославившиеся победители конкурса, а также высокий уровень всех участников.
— В рамках InClassica-2021 вы хотите впервые провести «Музыкальную академию». Какие задачи ставите?
— Цель нашей академии — предоставить возможность начинающим исполнителям оттачивать свое профессиональное мастерство. Они смогут принять участие в мастер-классах таких знаменитых профессоров, как Захар Брон, Берд Гецке, Григорий Грузман, Борис Кушнир, Анна Чумаченко и многие другие. Мы также планируем, что свои лекции прочтут известные исполнители Рудольф Бухбиндер, Даниэль Хоуп, Марта Аргерих, Максим Венгеров и Готье Капюсон.
В нашей академии студенты со всего мира получат возможность сыграть с камерными и симфоническими оркестрами, среди которых Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Калининградский симфонический оркестр, Камерный оркестр Московской консерватории и другие коллективы. А вечером они смогут посетить концерты нашего фестиваля.
— В мире большое количество фестивалей подобного рода. Как вас находит публика? Есть ли у фестиваля постоянные зарубежные поклонники, заранее покупающие билеты?
— Мы сотрудничаем с английской авторитетной компанией Premier, которая помогает нам с промо за рубежом. На Мальте у нас появился солидный медиапартнер Lovin Malta. Конечно же, и Европейский фонд поддержки культуры проводит свою PR-кампанию.
На предыдущие фестивали было куплено большое количество билетов из-за рубежа, в том числе из Европы и России. Очень надеемся, что все эти зрители приедут к нам и на будущий год, даже в это непростое время. Мы уже начали продажу билетов, и с каждым днем получаем все больше вопросов, наблюдая, как растет интерес к InClassica-2021 и у прессы, и у публики.
Максим Венгеров и Сергей Смбатян на Фестивале InClassica-2018 (фото: пресс-центр фестиваля)
Очень жаль, что на самом пике подготовки к фестивалю случилась пандемия. Но мы уверены, что преодолеем все препятствия и проведем наш фестиваль, как задумали, — масштабно и успешно. Конечно, мы работаем и над планом «Б» (а также «С»)!
— Вы являетесь обладателем высшей национальной награды в номинации «Исключительный вклад в культурную жизнь Мальты». А какие проекты вы осуществили в России?
— В деятельности нашего фонда большую роль играют российские и мальтийские проекты. Самые крупные из них это: неоднократные туры Мальтийского филармонического оркестра в Россию, проект «Дни мальтийской музыки», который прошел в 14 российских городах, а также гастроли на Мальте российских камерных и симфонических оркестров. На Мальте и в Москве был представлен балет «Хрустальный дворец» на музыку Алексея Шора с участием солистов Большого театра России. Также на Мальте состоялась и премьера ледового шоу «Шутовская Свадьба» в сотрудничестве с Продюсерским центром Ильи Авербуха, где выступили знаменитые олимпийские чемпионы.
— Какие качества современного музыканта-исполнителя считаете наиболее сильными?
— Я не музыкант, скорее, музыкальный менеджер, поэтому не могу судить.
— Вы как-то сказали: «Потерянные таланты — мой самый большой страх». Что вы имеете в виду, поясните.
— Многие молодые музыканты начинают мощно, ярко, но потом вдруг пропадают по разным причинам. Наша цель — поддержать талант, не дать ему пропасть и стать настоящим музыкантом-исполнителем.
— Но ведь есть таланты, которые все равно, как «одуванчик пробиваются сквозь асфальт»?
— Наряду с одним таким одуванчиком, который имеет силу характера, есть другие десять музыкантов, которые тоже талантливы, но им не хватает либо уверенности в себе, либо каких-то других качеств. Или у них такие жизненные обстоятельства, которые не позволяют достигнуть цели. Поэтому мы должны помочь таким людям.
— Из чего складывается особая атмосфера на Мальтийском фестивале?
— Со слов проникнуться духом фестиваля InClassica невозможно, нужно побывать на нем. Интригующий финал конкурсных состязаний пианистов, «Музыкальная академия», концерты известнейших музыкантов мира — все это не может оставить равнодушным. Приезжайте и убедитесь сами!