Новости партнеров ,  
0 

Больше, чем доставка: ключевые инструменты для развития логистики

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как работают сервисы для оптимизации внутригородской логистики, способны ли облачные решения и программы маршрутизации повлиять на бизнес-процессы, рассказывает СЕО компании Relog Бауыржан Рустемов.

— Как изменилось отношение бизнеса к облачным решениям для логистики за пять лет вашего присутствия на рынке?

— Когда Relog вышел на рынок, существовала всего пара облачных решений, остальные были стационарными. У массового распространения программ, подобным нашей, было два барьера. Первый — компании в принципе не понимали, насколько велика ценность маршрутизации в логистике, второй — бизнес не видел преимуществ облачных сервисов в сравнении с коробочными. Надо было решить обе эти проблемы, причем первая была сложнее, поскольку компании, которые никогда не использовали в работе маршрутизацию, должны были для нее созреть. В тот момент мы занимались просвещением: мы не просто продавали нашу систему оптимизации логистики на последней миле, а развивали рынок. Сейчас облачные технологии используются почти во всех процессах логистики: в продажах, формировании заявок клиентов, работе складов. И большая часть игроков рынка понимает, что такое маршрутизатор. Впрочем, процесс обучения продолжается: продукты совершенствуются, появляются новые опции, которые дают дополнительные точки роста компаниям.

— Что может повысить эффективность программ маршрутизации?

— В первую очередь необходим отдел интеграции у разработчика софта. Это позволяет условно двести первой компании, которая заключает договор на использование и интеграцию сервиса, получить опыт двухсот предыдущих компаний. Например, интеграторы Relog, получив экспертизу в результате внедрения нашей программы в разных сферах — в том числе FMCG, дистрибуция, e-commerce, доставка воды, хлебобулочных изделий — изучили все ошибки, знают, что работает, а что нет, как лучше построить операционную систему. У нас есть готовые модули интеграции, поэтому скорость и качество внедрения очень высоки.

Существуют разные формы организации такого рода бизнеса. Например, Oracle пишет софт, но сама его не внедряет, она предоставляет платформу и сотрудничает с интеграторами. А компания Softline не разрабатывает программное обеспечение, однако успешно его внедряет. Мы пока не пришли и вряд ли придем к этой схеме, потому что у нас очень сложное внедрение, оно принципиально отличается от того, как это делается с электронным товарооборотом, автоматизацией торговли. Оптимизация логистики напрямую связана с геоданными, моделями картографических сервисов, которые различаются между собой по разным параметрам, особенное значение имеют правильно написанные алгоритмы. Это очень узкая экспертиза.

Наш отдел внедрения проводит огромную работу в режиме нон-стоп, мы подстраиваемся под любые нужды клиента, все вопросы решаются оперативно — у нас очень отзывчивая техподдержка. Кроме того, у нас расширенный пакет внедрения: мы не только интегрируем CRM-, ERP-системы клиентов с нашим сервисом, обучаем, как им пользоваться, формируем полное техническое задание, но также интеграторы делают полный аудит логистики компании, по результатам составляется несколько отчетов, которые показывают, где существуют проблемы, сколько финансовых, человеческих, технических ресурсов тратится впустую и сколько можно сэкономить благодаря маршрутизации. Мы делаем полный анализ логистических процессов с описанием проблем и новых возможностей, а также предоставляем полноценный и всесторонний консалтинг. В случае, если дистрибьютор не станет внедрять Relog, то с помощью полученной от нас информации и инструментов он может внедрить любую систему управления транспортировкой (TMS).

Фото: пресс-служба

— Какие еще инструменты могут повысить эффективность программ маршрутизации?

— Точно скажу, что аналитика данных дает мощный результат. Я имею в виду не сухие отчеты в таблицах, а именно гибкую аналитику, которая создается индивидуально под нужды, задачи и боли компаний. Например, наши дата-аналитики на основе Microsoft Power BI создали решение Relog BI. С его помощью выстраивается KPI водителей, можно анализировать своевременность доставки, сформировать отчеты по возвратам товаров, разделить город по геозонам в соответствии с загруженностью и таким образом в разы улучшить доставку, сократить расходы топлива и транспортные расходы. Кроме того, Relog BI помогает прогнозировать загруженность доставки и продажи, выявить узкие места в логистике, определять самые популярные товары компании, клиентов с высоким чеком и время, когда они наиболее активны при покупках.

Цель любой аналитики — помочь предпринимателям принимать максимально эффективные решения на основе множества актуальных данных. И крупным компаниям наш продукт интересен. Например, эксклюзивно для одного из наших клиентов — сети магазинов техники Sulpak, лидера е-commerce в Казахстане — мы создали дополнительные дашборды, что дало компании более глубокое и широкое понимание, как управлять доставкой и продажами.

Недавно мы вывели на рынок сенсус-аналитику для b2b-сектора, это наш новый дата-аналитический продукт, который будет интересен дистрибьюторам. Он показывает, какую долю рынка компания занимает сейчас и отображает весь объем рынка. Таким образом, дистрибьюторы — компании FMCG или производители товаров для HoReCa — могут понять, какой у них реальный потенциал для роста и как увеличить свое присутствие на рынке. Аналитика, вне всякого сомнения, выводит бизнес на новый уровень.

— Какие процессы, кроме доставки, совершенствуются при использовании сервисов для оптимизации логистики?

— Доставка является последним звеном в логистической цепочке, первыми являются продажи, формирование и обработка заказов клиентов, работа склада. Иногда для того, чтобы улучшить логистику, приходится проделать большую работу на предшествующих ей этапах. Совершенствование процессов на складе уже может дать экономический эффект компании.

Логисты, которые работают с программами маршрутизации, становятся специалистами с более ценными навыками. Их понимание того, как правильно распределяется груз по машинам, как эффективно выстраиваются маршруты, отличаются от того, что было пять лет назад. Это связано с тем, что ИТ-решения, подобные нашим, на определенном этапе стали инструментом, владение которым подтверждает квалификацию логиста. Многие наши клиенты при поиске специалиста уже требуют опыт работ с Relog, потому что если он знает нашу программу, то понимает, что такое маршрутизация и как работать с облачными сервисами. Квалификация водителей растет с внедрением TMS.

— На какой экономический эффект можно рассчитывать при оптимизации логистики?

— У разных компаний задачи отличаются: одни хотят сократить автопарк и затраты на топливо, другие — сократить время доставки, чтобы сохранить действующих клиентов и привлечь новых, для достижения этого эффекта иногда приходится добавлять машины на маршруты. Есть еще один нюанс — чем хуже обстоят дела у компании с доставкой, тем выше эффект от внедрения программы маршрутизации. В таком случае мы можем очень быстро сократить неэффективные расходы на 40–50%. Но даже у наших крупных клиентов, например METRO Cash&Carry, экономический эффект от оптимизации достигает 20%, это значительный показатель, ведь если у компании ежемесячные затраты на доставку составляют сотни миллионов рублей, то сокращение на 20–30% будет крупной суммой. Процент — второстепенный показатель, надо смотреть на пользу в денежном выражении.

Фото: пресс-служба

— В каких странах вы сейчас присутствуете и сколько компаний в вашем портфеле?

— У нас больше 250 клиентов во всех странах СНГ. Например, мы работаем с одним из лидеров мебельного рынка компанией «Ангстрем», крупным производителем рыбы и морепродуктов Русская рыбная компания. Они пользуются аналитикой Relog BI и видят в ней пользу. Кроме того, нашими клиентами являются дистрибутор торгового оборудования для HoReCa и сетевых АЗС «РусХОЛТС», компания по доставке воды «Аквалайн», по доставке продуктов питания — «Даллас», в сфере е-commerce — E2E4 и Oldos, производитель пиломатериалов «Румлес», копировальный центр MDM Print, сеть ресторанов «Мияги Family» в Крыму. В Украине — интернет-магазин по продаже БАДов и витаминов Biotus, сеть ресторанов Pizza Hub, в Беларуси — «СитиБетонСтрой», в Таджикистане — дистрибьютор продуктов питания и бытовой химии «Рушон», в Узбекистане — поставщик оборудования и техники для СТО Launch-Asia. С начала этого года решили масштабироваться в США, мы намерены стать одним из лидеров в своей сфере. Уже набираем команду в Северной Америке.

На правах рекламы