Новости партнеров ,  
0 

Какие цифровые ресурсы помогают стартапам и венчурным капиталистам

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
В конце сентября «Сбер» презентовал онлайн-площадку для взаимодействия всех участников венчурного рынка. Новая российская платформа отличается от известных мировых аналогов.
Проблема, с которой сталкивается большинство российских стартапов — разрозненность венчурного рынка. Стартапы проходят сложный путь, чтобы провести пилот или заключить контракт с корпорацией, выйти на профильного инвестора — все это зачастую требует личных связей и рекомендаций. В мире эту проблему отчасти решают международные онлайн-платформы, которые содержат данные о стартапах и инвесторах и позволяют свести их друг с другом. В России попытки создать базу стартапов предпринимают разные игроки, но их задачи до сих пор имели узкое целевое назначение. В частности, доступ к информации был ограничен какими-то условиями (например, сотрудничества с государственными институтами развития: получение гранта, участие в госконкурсах). Также зачастую базы данных не обновляются, либо сами платформы имеют ограниченный функционал. Очевидно, что назрела потребность в платформе федерального масштаба, которая будет способствовать прямому и быстрому взаимодействию между участниками.

Западный опыт

Crunchbase. Одна из первых и самая известная онлайн-платформа в мире. Портал был открыт в 2007 году и первоначально входил в сеть TechCrunch Network совместно с проектом американского технологического издания TechCrunch. Он является скорее витриной общедоступных данных, нежели сервисом. Сайт содержит информацию о венчурных инвестициях с базой данных о стартапах и инвесторах, результаты исследований рынка, новости бизнеса. База имеет поиск по параметрам, сами карточки содержат контакты фаундеров и краткий обзор бизнесов. Пользователи могут редактировать не только свои, но и чужие профили. Crunchbase содержит данные более чем 1 млн компаний (стартапов, единорогов, технологических корпораций) и 200 тыс. инвесторов, однако российских пользователей на платформе совсем мало.

На платформе не хватает информации об образовательных программах и акселераторах, нет возможности получить информацию о корпоративных запросах на инновации. Для того, чтобы пользоваться широким функционалом платформы, нужно выбрать один из платных тарифов.

F6S (Founders). Международный агрегатор акселерационных программ, сервисов и ивентов для стартапов. Название F6S происходит от сокращения шести букв между F и S в слове Founders. Согласно открытым данным, в базе более 11 тыс. стартапов. С помощью F6S инвесторы могут искать стартапы по задаваемым параметрам, а создателям проектов платформа предлагает базу инвесторов, образовательные программы и акселераторы. Также она является площадкой для формирования сообщества стартапов и проведения питч-сессий. Кроме этого, платформа позволяет общаться инвесторам и стартапам между собой, зарегистрироваться на официальном сайте может любой желающий. Есть минус — многие карточки стартапов устарели.

AngelList. Запущен в 2010 году, основная опция — поиск интересующих стартапов. Создатели заявляют, что данные регулярно обновляются. Стартаперы ищут здесь сотрудников, обмениваются опытом в предпринимательском сообществе. Платформа дополнительно использует модель синдиката, когда средства в проект вкладывает несколько людей. В этом случае есть ведущий инвестор, который обращается к другим инвесторам с предложением о соинвестировании. Согласно данным самой компании, она содержит информацию о более 9,5 тыс. фондов и синдикатов, благодаря ей было заключено 56% всех крупных венчурных сделок в США. Лучшие профили статрапов AngelList выводит в топ — чаще всего в него попадают крупные организации, но этого могут достичь и начинающие компании при высокой активности и привлекательности аккаунта (при детальном описании проекта, большом числе подписчиков, интересных обсуждениях и дискуссиях). В этом году эта американская платформа попала в ежегодный список самых инновационных компаний мира по версии Fast Company. Не хватает функционала для общения участников.

PitchBook. Это американский агрегатор финансовой информации о стартапах и инвесторах. Создан в 2007 году, штаб-квартира в Сиэтле. Платформа обладает не самым широким функционалом, тем не менее она располагает обширной базой данных. Сервис содержит данные о более чем 3,2 млн компаний, 376 тыс. инвесторов и 71 тыс. фондов, с помощью PitchBook уже было заключено 1,6 млн сделок. Пользователи могут получить сведения об успешных проектах рынка, тенденциях отрасли, найти конкурентов. Сведения можно интегрировать в собственную CRM-систему или импортировать в Excel. Однако здесь отсутствуют VAS, на платформе не стоит искать образовательных программ и акселераторов. Платформа платная, но можно воспользоваться и бесплатной тестовой версией.

Dealroom. Это европейская сеть краудсорсинговых платформ, которая агрегирует данные о стартапах, скейлапах, инвесторах, корпорациях, коворкингах, акселераторах. Платформа была создана в 2013 году в Амстердаме. Сегодня информацией Dealroom пользуются ведущие мировые экономические издания. Функционал площадки предлагает поиск стартапов и базу инвесторов. Платформа содержит данные о 662 тыс. стартапов, 36 тыс. венчурных инвесторов и 116 тыс. корпораций. На Dealroom можно бесплатно создать учетную запись, получив доступ к информации на платформе. К минусам можно отнести отсутствие функционала для других участников рынка инвестиций (помимо стартапов и инвесторов), встречаются устаревшие данные. У российских стартапов платформа не популярна.

Product Hunt. Этот американский сервис — глобальное сообщество стартапов, инвесторов, венчурных фондов и синдикатов, и что немаловажно — соискателей, желающих работать в стартапах. Существует с 2013 года. Особенностью Product Hunt является то, что площадка позволяет пользователям публиковать технологические новинки и голосовать за понравившиеся проекты, поднимая их позиции в рейтинге каждого дня. Продукты разделены на четыре категории: технологические продукты (в том числе, веб-приложения, мобильные приложения, аппаратные средства), игры (ПК, веб, мобильные приложения), книги и подкасты. Для создания своей карточки стартапу требуется просто название продукта, URL-адрес и указать основателя. Сервис развивается в большей степени как сообщество стартапов, инструмент маркетинга и развлечения. Большая часть функционала посвящена состязанию — как сделать карточку стартапа более заметной, чем другие.

Российский рынок

SberUnity. Регистрируясь на SberUnity, стартапы получают возможность заявить о себе и своем продукте, а также могут узнать, какие технологические решения ищут корпорации (есть возможность напрямую откликнуться на них). Отличие площадки от большинства существующих платформ: здесь не только инвесторы и корпорации могут видеть стартапы, но и стартапам доступна вся информация о потенциальных заказчиках. Для того чтобы разместиться на SberUnity, стартапу необходимо иметь технологическую составляющую, MVP продукта и юридическое лицо. Резидентство для стартапов бесплатное. На своей странице стартапы могут размещать текст, а также ссылки на видео и презентации. Каждый стартап проверяется аналитиками SberUnity, только после этого он попадает в общую базу. Еще одно преимущество платформы SberUnity в том, что ее пользователям доступны возможности экосистемы «Сбера» и ее многочисленных партнеров. Они получают эксклюзивные скидки на сервисы для развития и ведения бизнеса: гранты на облачные сервисы SberCloud, пониженные ставки по эквайрингу, бесплатный запуск контактного центра. А первая тысяча зарегистрированных стартапов получит бонус — серию бесплатных образовательных воркшопов от 500 Global (ранее — 500 Startups).

Возможности платформы SberUnity

  • Поиск стартапов по кастомизированным параметрам, скаутинг.
  • База инвесторов.
  • Модерируемые данные о стартапе, корпорации, инвесторе.
  • Запросы на пилотирование стартапов в корпорации.
  • VAS для стартапов.

Возможностями новой платформы смогут воспользоваться также инвесторы и корпорации. Став резидентами SberUnity, они получат доступ к постоянно обновляемой базе стартапов, автоматизируют скаутинг, а также смогут публиковать собственные запросы на поиск технологий. В будущем на платформе также появится функционал для эдвайзеров — отраслевых экспертов, акселераторов; инструменты для синдикации сделок, проведения питч-сессий; образовательные программы, площадка для стартап-сообщества.

Скоро на платформе SberUnity

  • Последние новости о стартапах и инвесторах.
  • CRM-система для управления «воронкой».
  • Возможность для стартапа предлагать свои пилоты для корпораций.
  • Синдицированные сделки на платформе.
  • Привлечение сторонней экспертизы.

По прогнозам разработчиков платформы, до конца 2022 года на ней будут представлены более 5 тыс. российских и зарубежных участников.

Онлайн-платформы для стартапов во всем мире являются рабочими инструментами, но они отвечают именно западным трендам венчурного рынка и к российским реалиям мало применимы — фокус их функционала смещен на взаимоотношения между стартапами и инвестфондами и бизнес-ангелами, интересы корпоративных игроков в большинстве случаев они не учитывают, что немаловажно для российского рынка. Как следствие, участники российского рынка на этих платформах почти не представлены. С запуском SberUnity cтартапам будет проще тестировать гипотезы и находить заказчиков и инвесторов, которые, в свою очередь, смогут быстрее находить инновационные решения под свои запросы.

На правах рекламы