Когда неспециалисты слышат про интернет вещей (IoT, Internet of Things), то в первую очередь в их представлении возникают «умные» холодильники, которые сообщают, что закончились, например, фрукты, затем сами отправляют заказ в магазин и проводят оплату. Или мультиварки и чайники, которыми можно управлять удаленно, — любая «умная» кухонная техника. В эту категорию попадают и беспилотные автомобили. Многие такие приборы уже существуют, они облегчают жизнь, и их становится все больше. Это и есть главный тренд интернета вещей — стремление подключить к сети все, что только может быть подключено.
«Количество IoT-сим-карточек во многих странах уже превышает число традиционных карт, которые использовались для передачи голоса. А если добавить сюда все IoT-оборудование, которое подключено через иные каналы связи, мы увидим, что уже сегодня подключенных к интернету гаджетов в несколько раз больше, чем жителей планеты. Скоро каждый электроприбор будет не только выполнять свою основную функцию, но и накапливать аналитику и передавать ее в облачные сервисы. Это позволит как производителю, так и пользователю добиваться роста эффективности. Развитие IoT-технологий в потребительском сегменте стимулирует и рынок b2b. Владельцы бизнеса все чаще задаются вопросом, почему пылесос может отчитаться, сколько кругов по квартире он проехал, а результаты работы асфальтоукладчика, грейдера или комбайна приходится искать в 1С или в путевых листах. То, что раньше было только в фильмах о Джеймсе Бонде, сегодня уже наша реальность», — говорит директор Wialon компании Gurtam Александр Кувшинов.
По прогнозам IDC Worldwide Artificial Intelligence Spending Guide, к 2025 году в мире будет насчитываться 55,7 млрд подключенных устройств. В России также наблюдается тенденция роста. По предварительным оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка интернета вещей в 2021 году достиг 93,5 млрд руб. По сравнению с 2020 годом количество подключенных устройств увеличилось на 16% (до 29,6 млн единиц). К 2025 году, по прогнозам экспертов, количество подключенных устройств в России достигнет 62 млн. При этом значительно вырастет доля использования облачных IoT-платформ и сервисов.
Что может IoT
Интернет вещей так или иначе изменит многие отрасли, но уже сейчас есть области, которые наиболее активно используют IoT-технологии. Драйвер российского рынка в этой сфере — системы мониторинга транспорта. Это наглядно показал конкурс телематических и IoT-проектов IoT project of the year, который впервые в 2020 году провела компания Gurtam, поставщик решений в области GPS-мониторинга. 60% всех поданных заявок для участия в конкурсе составили телематические проекты, связанные с мониторингом общественного и сельскохозяйственного транспорта, доставкой, рефрижераторными, грузовыми и любыми другими перевозками.
«Транспортные средства — это довольно дорогостоящие активы предприятий, и исторически они были первыми, где стали применяться технологии IoT, еще даже до появления этого термина. Первые коммерческие системы мониторинга местоположения транспорта начали активно развиваться еще в начале 2000-х, и к сегодняшнему дню тяжело найти транспортное средство, не оснащенное хотя бы базовой системой телематики. Сейчас, вместе с развитием технологий, расширяются и возможности сбора и анализа данных с автомобилей. Благодаря новым датчикам современное оборудование позволяет считывать намного больше параметров с транспортного средства», — рассказывает Александр Кувшинов.
Телематика становится сложнее, задачи мониторинга выходят за стандартные рамки определения местоположения. К примеру, компания «Тетрон», которая внедряет GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта на базе Wialon, в прошлом году для одного из своих клиентов разработала единую телематическую платформу для организации автомобильных перевозок. Система объединила все данные для водителей, диспетчеров и заказчика, сделала прозрачными работу и оплату труда, упростила процесс и цифровой документооборот. Результат превзошел ожидания. Например, стоимость разовой негабаритной перевозки снизилась более чем на 800 тыс. руб. Нагрузка на диспетчеров за счет цифровизации процессов уменьшилась на 40%. Итоговая экономия клиента составила 10%.
Еще один пример: решение компании Montrans для «КВС Интернэшнл», российского представительства одной из крупнейших нефтесервисных компаний в мире. Решение полностью взяло на себя контроль топливного баланса — оно отслеживает заправку 500 единиц автопарка и экономит 40% топлива. Уже через месяц после внедрения системы мониторинга на топливных расходах удалось сэкономить 3300 тыс. руб. Экономический эффект от внедрения систем контроля топлива на крупных предприятиях может достигать десятков и сотен миллионов рублей в год.
Широкое применение интернета вещей нашлось и в сельском хозяйстве. В прошлом году IoT-технологии увеличили сбор урожая яблок компании «Гранат» в Краснодарском крае на 25%. Компания «Интерра», интегратор систем мониторинга автотранспорта из Южного федерального округа, создала телематическое решение, которое помогает отслеживать весь процесс сбора яблок: от отправки техники в сады до подсчета собранного урожая. Директор «Интерры» Юрий Кравчик считает, что именно IoT может стать основным драйвером роста эффективности сельскохозяйственных предприятий, а на данный момент потенциал цифровых технологий в сельском хозяйстве использован лишь на 30%.
IoT меняет и производство, главная задача — повышение эффективности. Создать качественный продукт с меньшими затратами возможно, когда есть полноценные данные о каждой стадии производства в режиме реального времени. Пример — проект компании «76 Ойл Тюмень», который стал одним из лучших на конкурсе IoT project of the year 2021. Компания разработала решение для контроля газовых двигателей на предприятии «БиотехнологииТюмень». Газовые двигатели более чувствительны к повышению температуры, поэтому неправильная эксплуатация может привести к повреждениям, пережогу топлива и выходу двигателя из строя. А это финансовые потери для предприятия. Решение на базе платформы для GPS/ГЛОНАСС мониторинга Wialon следит за показателями в режиме реального времени: когда температура двигателя приближается к критическому значению, приходит оповещение в приложении и на электронную почту. Это помогает избежать дополнительных расходов на ремонт и топливо.
«IoT-проекты реализуются в абсолютно разных бизнес-сферах. Высокий уровень проникновения технологии в транспорте, энергетике, ретейле, логистике, здравоохранении и промышленности. Интернет вещей нужен там, где задумываются об оптимизации использования своих движущихся (и не только) активов. Потому что именно инвестиции в технологичность позволяют бизнесу получать конкурентное преимущество перед теми, кто все еще работает по старинке», — считает Александр Кувшинов.
Что нужно бизнесу
Впрочем, перед поставщиками решений в области GPS-мониторинга сегодня стоят еще более сложные задачи. Рынок уже насыщен традиционными услугами мониторинга транспорта и объектов, сейчас время комплексных решений. Сейчас необходимо получать все возможные метрики с объекта, из сырых данных делать аналитику, предоставлять ее заказчику в таком виде, чтобы она решала конкретные задачи бизнеса и помогала принимать управленческие решения. IoT-решение должно быть встроено в бизнес-процессы и интегрировано со всеми существующим в компании системами. При этом для конечного потребителя все должно быть понятно и просто.
Можно выделить несколько трендов, которые вскоре будут все больше востребованы. Первый — это видеомониторинг. Он активно распространяется, потому как все более доступной становится передача больших массивов данных через 4G и 5G связь. Растущим спросом пользуются видеорешения, которые не просто записывают то, что происходит в кабине, салоне или вокруг автомобиля, но, благодаря технологиям AI, в режиме реального времени анализируют происходящее, предупреждая водителя о различных неблагоприятных ситуациях.
Еще один тренд, который в ближайшее время будет выходить на первый план, — безопасность. Это контроль состояния водителя и хода транспортного средства, скоростного режима, построение цифровых профилей дорог, причем не только в виде отчетов на сервере, но и уведомления водителя в режиме реального времени, если он что-то делает неверно. Такие системы могут реально спасать жизни и сокращать количество происшествий на дорогах.
«Хочется выделить еще одну тенденцию — небольшие компании все чаще используют сложные IoT-решения. В прошлом году мы во второй раз провели глобальный конкурс IoT project of the year, и 60% заявленных проектов были реализованы для небольших компаний, в автопарке которых менее 200 транспортных средств. Это говорит, что уже есть понимание, какие широкие возможности для бизнеса открывают IoT-технологии. Не просто ГЛОНАСС-мониторинг, а создание систем, которые автоматизируют все процессы на уровне предприятий», — говорит Александр Кувшинов.
Gurtam — компания-разработчик программного обеспечения с офисами в Вильнюсе, Минске, Москве, Бостоне, Дубае и Буэнос-Айресе.
Основной продукт компании — Wialon, платформа спутникового мониторинга и IoT, к которой подключено более 3 млн автомобилей в 151 стране. По данным аналитического агентства Berg Insight, Wialon является крупнейшей в СНГ и Восточной Европе платформой по количеству подключенных единиц транспорта.