Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Идеальный шторм»: тренды на рынке труда в сфере транспорта и логистики

Ришат Шайхулов, генеральный директор компании Delko
Ришат Шайхулов, генеральный директор компании Delko (Фото: пресс-служба)
На рынке грузоперевозок на фоне снижения товарных потоков стали ужесточать требования к водителям-дальнобойщикам. Но эксперты уверены, что по мере стабилизации экономической ситуации проблема нехватки кадров вернется.

Дефицит водителей

Последние 10 лет транспортная отрасль во всем мире пытается решить вопрос дефицита профессиональных водителей. В Европе нехватка водителей оценивается Transport Intelligence в 400 тыс. человек. Американская ассоциация грузоперевозок говорила о нехватке 80 тыс. водителей в США.

Последний опубликованный опрос Международного союза автотранспорта (IRU) показал, что 20% вакансий водителей в Европе и Азии в 2020 году не были заполнены. В исследовании приняли участие около 800 компаний более чем в 20 странах. Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто заявлял, что нехватка водителей угрожает функционированию автомобильного транспорта.

В России в 2020 году недобор по вакансии водитель-экспедитор был на уровне 17%. На 2021 год IRU прогнозировал дефицит в России на уровне 24%.

Отток вакансий

Аналитики сервиса «Авито Работа» считают, что дефицит кадров в транспортной отрасли сохраняется и сегодня. По данным платформы, в целом в первом квартале 2022 года востребованность водителей-экспедиторов в России выросла на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соискательская активность за этот период увеличилась только на 21%.

«Если сравнивать данные за год, количество вакансий для экспедиторов выросло на 33%, а соискательская активность — на 21%. Таким образом, динамика прироста вакансий превышает соискательскую активность, что свидетельствует о продолжающемся дефиците кадров в этой отрасли», — сообщили в компании.

Сайт для поиска работы и сотрудников hh.ru отмечает, что в России на протяжении всего прошлого года наблюдался жесточайший дисбаланс на рынке труда, который в 2022 году должен был только усилиться. Но с 24 февраля наметился спад активности работодателей: в целом в марте количество вакансий снизилось на 17,1% по сравнению с февралем. При этом плавно растет число открытых или обновленных резюме — они выросли на 9,6%.

В транспортной логистике также есть определенный отток вакансий — в марте их было на 20,1% меньше, чем в феврале. Количество резюме выросло на 9,8%.

«В транспортно-логистической сфере уровень профессиональной конкуренции на протяжении второй половины 2021 года не поднимался выше показателя 2,3 резюме на одну вакансию. В
январе—феврале 2022 года он равнялся 1,9 резюме на предложение, в марте вырос до 2,7 резюме на вакансию», — отметили в компании HeadHunter.

В пресс-службе подчеркнули, что судить по изменениям, которые произошли к середине марта, в глобальных тенденциях пока нельзя: ситуация развивается по непредсказуемому сценарию.

Сервис SuperJob также отмечает, что рекрутинговая активность работодателей на рынке труда сейчас на 7 процентных пунктов ниже, чем в аналогичный период до пандемии.

За неделю с конца марта по 6 апреля количество вакансий в сфере транспорта, логистики и складского хозяйства стало меньше на 8%, в том числе в автоперевозках — на 9%, а с начала спецоперации на Украине — на 33%. «Впрочем, рынок труда по-прежнему на стороне соискателя: водителей не хватает», — говорят эксперты компании.

Надежные работодатели

С учетом многих факторов, в том числе из-за нарушенных логистических цепочек и сокращения международного трафика, прогнозируется временное снижение грузоперевозок. Эксперты отрасли отмечают: водители в том количестве, которые нужны были рынку еще два месяца назад, уже не потребуются в ближайшей перспективе.

Отток вакансий может свидетельствовать как минимум о приостановке развития многих транспортно-логистических компаний. Эксперты не исключают, что затем последует сокращение штата, которое коснется частных перевозчиков и небольших транспортных компаний. В итоге некоторые из них вынуждены будут покинуть рынок.

После ухода слабых игроков доступность персонала, а именно водителей, повысится. Ситуация в транспортной отрасли может в корне измениться, ведь в последние годы это был рынок кандидата. «Крупные транспортные компании сейчас становятся более привлекательными в качестве работодателя, так как обладают большими ресурсами, чтобы оперативно и эффективно подстроиться под новые экономические реалии», — полагает директор по персоналу транспортной компании Delko Екатерина Сазонова.

Высокие требования

Сегодня рынок труда, очевидно, переходит на сторону работодателя, который будет диктовать условия. Если пять—десять лет назад к водителям-экспедиторам предъявлялись высокие требования, то со временем — с учетом дефицита кадров — компании стали нанимать кандидатов даже без опыта.

Работодатели старались сократить срок подбора персонала — в выигрыше был тот, кто трудоустраивал водителя за максимально короткое время. При этом зарплата водителей-экспедиторов резко возросла. По данным сервиса SuperJob, средняя (медианная) рыночная заработная плата водителя-экспедитора в московских компаниях на руки составляет 100 тыс. руб., максимальная — 200 тыс. руб.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Сегодня требования к кандидатам снова повысились. Основное из них — стаж по профессии не менее шести месяцев и умение пользоваться мобильными приложениями, в которых оформляется документация. Компании стремятся брать людей с опытом, которые обладают навыками эффективного и экономичного вождения, а также тех, кто грамотно работает с документами.

Штатные возможности

Центр стратегических разработок подготовил прогноз развития отечественного рынка труда в новых экономических условиях. Аналитики отмечают, что сильное давление на экономику России, вероятнее всего, будет транслироваться и на российский рынок труда. «Под ударом может оказаться без малого два миллиона рабочих мест», — говорится в исследовании.

В то же время эксперты обозначили отрасли, в которых произойдет повышение спроса на труд. В их числе сфера транспорта и логистики, которая вошла в категорию «идеальный шторм». При этом специалисты центра полагают, что отрасль может ждать приток кандидатов из тех сегментов экономики, которые столкнутся с сокращением спроса на труд. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов подтверждает, что сотрудники в транспортно-логистическую сферу могут быть привлечены из других отраслей.

«Многие иностранные компании прекратили работу в России, их персонал уже вышел или может скоро выйти на рынок труда. Сложная ситуация в экономике влияет на работу отечественных компаний, некоторые также могут прекратить свою деятельность. Все это дает возможность компаниям других отраслей, в том числе и транспортникам, пригласить их на работу к себе. Понятно, что они должны предложить им стабильную конкурентную заработную плату, обеспечить нормальные условия труда. Возможно, придется обучить часть будущих сотрудников, но эти расходы будут оправданны. Да, полностью ликвидировать нехватку дефицита сотрудников транспортным компаниям не удастся, но увеличить свой штат они могут», — отметили аналитики Центра стратегических разработок.

Некоторые эксперты полагают, что на рынке в ближайшие три месяца может даже образоваться профицит водителей. Показательными должны стать апрель и май. Эта ситуация предоставит компаниям возможность расстаться с менее профессиональными кадрами.

Подготовительная программа

Генеральный директор компании Delko Ришат Шайхулов подтвердил: на рынке, действительно, заметны новые тенденции. Доступность водителей в период кризиса, как ожидается, повысится. Однако, когда ситуация в экономике стабилизируется, дефицит кадров снова станет существенной проблемой.

«Мы принимали участие в обсуждении этой проблемы в рамках круглого стола «Обеспечение кадровым потенциалом транспортной отрасли РФ», организованного Общественной палатой РФ. Там, в частности, приводились данные, что в России в 2020 году было подготовлено в десять раз меньше новых водителей по сравнению с 2000 годом», — говорит Ришат Шайхулов.

По его словам, профессия водителя стареет — зачастую возраст работников превышает 45 лет, а молодые люди не стремятся выбирать эту специальность. Аналогичные данные приводят и рекрутинговые компании. Так, SuperJob на основе активных резюме определил средний возраст соискателя — 43 года. Вместе с тем исследование Delko показало, что наиболее мотивированные водители — это молодые люди со стажем до одного года в возрасте 20–25 лет.

По мнению Ришата Шайхулова, ликвидировать дефицит кадров нужно именно за счет привлечения молодежи. Над этим должны работать как сами транспортные компании, так и государственные структуры. Популяризировать профессию водителя, к примеру, можно было бы через программы движения WorldSkills, считает топ-менеджер.

Он также обращает внимание на низкое качество подготовки водителей в автошколах: в учебных заведениях используется устаревшее оборудование, само обучение не может обеспечить профессиональные навыки, необходимые для выполнения работы на грузоперевозках.

Delko и ГК «Монополия» совместно провели опрос среди водителей, которые получали права категорий «E» в 2018–2021 годах. Меньше половины респондентов (46%) назвали обучение в автошколе полезным, 42% посчитали его отчасти полезным и 12% — полностью бесполезным. Участники анкетирования отметили, что автошколам нужны современные транспортные средства и площадки для вождения в автошколе. Например, практически все респонденты учились на ЗИЛе, под них рассчитаны и площадки для практических занятий, которые строились еще во времена СССР. Для отработки практики на современной фуре такая площадка не подходит.

«Нужно изменить действующие государственные программы подготовки водителей-экспедиторов. Ведь до сих пор, чтобы получить права категории «Е», обучение в автошколах ведется на старых грузовиках с прицепом, которые не имеют ничего общего с современной магистральной техникой», — убежден Ришат Шайхулов.

По его мнению, чтобы существенно изменить ситуацию в транспортной отрасли, нужна программа подготовки кадров на федеральном уровне. Необходимо предусмотреть целевое финансирование на обучение водителей, увеличить количество автошкол в России, которые готовят водителей категории «Е», и выделить средства на оснащение автодромов новой техникой.

«В любом случае компании будут искать новые рынки, логистические цепочки будут налаживаться, а объемы грузоперевозок расти. В транспортной отрасли увеличится спрос и на профессиональных водителей-экспедиторов. Сейчас временное затишье, но в перспективе ожидается всплеск спроса на водителей. Транспортные компании и государство должны быть к этому готовы», — отметил генеральный директор Delko.