Подписание меморандума состоялось в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума. «НПК «Автоприбор» зарекомендовал себя как современное, динамично развивающееся предприятие, активно работающее в сфере импортозамещения», — заявил генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин. Он отметил, что «КамАЗ», как лидер российского грузового автопрома, продолжает стратегию, направленную на расширение сотрудничества с отечественными производителями автокомпонентов, выпускающими передовую высокотехнологичную продукцию. Подписание меморандума о сотрудничестве с НПК «Автоприбор», по его мнению, еще один шаг в этом направлении. По словам представителей НПК, прорабатывается вопрос поставки порядка 50 наименований автозапчастей для различных моделей «КамАЗа»: приводов, рычагов и щеток стеклоочистителей, электронных спидометров, двигателей отопителя, различных видов датчиков, щитков приборов.
Владимирский НПК «Автоприбор» — первый автоприборостроительный завод в нашей стране, в 2022 году предприятию исполнилось 90 лет. Благодаря «Автоприбору» в начале 1930-х годов СССР удалось отказаться от закупок автокомпонентов за рубежом.
Сегодня предприятие выпускает свыше 500 наименований автокомпонентов, в том числе системы стеклоочистки, аналоговые и цифровые датчики, указатели, спидометры, электродвигатели, комбинации приборов. На предприятии трудится более 1400 человек.
За последние четыре года в модернизацию Владимирского производственного кластера вложено 10 млрд руб. собственных средств, что позволило запустить три новых направления, привлечь новейшие технологии и создать дополнительные рабочие места. «Системное сотрудничество с ведущими представителями отечественного автопрома позволяет не только решать вопросы импортозамещения, но и работать на перспективу, на технологический суверенитет в автопроме, — говорит генеральный директор НПК «Автоприбор» Татьяна Диесперова. — НПК «Автоприбор» обладает для этого всеми необходимыми компетенциями».
Стратегия импортозамещения
Научно-технический потенциал — один из главных козырей предприятия, считает Татьяна Диесперова. «В нашем научно-производственном комплексе на постоянной основе работает более 80 ведущих отраслевых инженеров и конструкторов и несколько десятков ученых из крупнейших профильных вузов разных регионов. «Автоприбор» работает и с инженерными центрами партнеров, со структурами «Сколково», — говорит генеральный директор НПК. По ее словам, развивать НИОКР и технологии, работать на обеспечение технологического суверенитета позволяет сотрудничество с лидерами отечественного автопрома — «КамАЗом» и другими партнерами, которые сегодня размещают заказы на НПК «Автоприбор».
Активность российских автомобильных конвейеров сегодня действительно высокая. Новый менеджмент стремится к сотрудничеству с отечественными предприятиями полного цикла. Очередным примером стало то, что в день подписания меморандума на ПМЭФ НПК «Автоприбор» посетила делегация АвтоВАЗа для обсуждения потенциального сотрудничества. Уже к концу июня появится дорожная карта этой работы.
Производственная, кадровая, социальная политика предприятия находит системную поддержку в администрации Владимирской области и у городских властей, говорят в НПК. Несмотря на непростую текущую ситуацию, когда многие предприятия отрасли недозагружены и корректируют свои планы, «Автоприбор» реализует принятую стратегию развития по модернизации производства и вводу новых производственных линий.
Одна из них — производство ленты из аморфных сплавов. Долгое время продукция на основе аморфных сплавов в России не производилась, это сложная технология, говорят в НПК. Сейчас на «Автоприборе» налажено ее промышленное производство. По данным представителей компании, на заводской площадке сформирован полный комплект современного оборудования для выпуска и переработки аморфной ленты, выстроена полная технологическая цепочка, разработана целая линейка инновационной продукции на ее основе, в том числе: силовые трансформаторы с сердечником из аморфных сплавов; электрические двигатели различного применения, в частности, для электромобилей; зарядные системы для электромобилей и измерительные трансформаторы с сердечниками из аморфных сплавов. Часть наименований уже запущена в серию и поставляется на рынок. Первые 18 единиц аморфных трансформаторов находятся в эксплуатации.
По статистике, в Индии насчитывается 1,3 млн таких трансформаторов, в КНР — 1 млн, в США — около 600 тыс. «Наличие этой технологии и производство продукции у нас в стране позволяет выйти на новый уровень использования энергетических ресурсов, — говорит Татьяна Диесперова. — Это и решение вопросов экономного энергопотребления и экологии». Подобные проекты важны не только из-за кризиса, возникшего вследствие санкций, — они работают на будущее, уверены на заводе.
Технологический суверенитет
Производственно-технологическая независимость сейчас становится необходимостью. «Сегодня мы говорим о полном импортозамещении. Раньше российские производители ориентировались на Европу, сегодня на другие страны. Но мы не хотим зависеть от иностранных поставок, зарубежных комплектующих, особенно по ключевым позициям. Тем более когда есть возможности производить все необходимое в нашей стране. Геополитическая обстановка в мире в последние годы показала, что Россия в первую очередь должна надеяться на себя», — отмечает Татьяна Диесперова. По ее словам, сейчас мы должны обеспечить технологический суверенитет, развивать собственные технологии и компетенции: «НПК «Автоприбор», как предприятие полного цикла со своим мощным научно-исследовательским потенциалом, полностью готово к 100-процентному импортозамещению, разработке и выпуску качественной российской продукции».
Например, на предприятии налажено производство систем стеклоочистки для автомобилей. До недавнего времени производства полного цикла этих комплектующих в России не было. «Раньше резиноленту для щеток стеклоочистителя мы закупали в Китае, — рассказывает технический директор предприятия Виктор Чувашов. — Сейчас и для каркасных, и для бескаркасных щеток резиноленту мы делаем сами». По его словам, сегодня НПК «Автоприбор» — единственный производитель в России, который выпускает щетки с резинолентой, созданной по собственной рецептуре, учитывающей климатические особенности регионов. «Также мы уже сейчас можем полностью заменить зарубежные аналоги моторедукторов, которые идут в составе систем стеклоочистки как легкового, так и коммерческого и пассажирского транспорта. У нас установлены современные автоматизированные линии, которые способны выпускать более 1,5 млн моторов разных модификаций в год. Аналогов подобному оборудованию в России нет», — говорит Виктор Чувашов.
Другое направление развития стратегии импортозамещения для компании — выпуск автомобильных датчиков. Весной 2022 года, например, НПК «Автоприбор» начал поставку на «КамАЗ» инновационных цифровых датчиков давления. Тип сигнала прибора воспринимается любыми цифровыми устройствами.
По мнению экспертов, вопрос выживания и развития российских производителей автокомпонентов зависит от целого ряда факторов. В первую очередь — от государственной политики в сфере автопрома. Согласно указанию Владимира Путина, к 1 сентября должна появиться обновленная версия Стратегии развития российской автомобильной отрасли. Представители владимирского предприятия считают, что она должна учитывать потенциал и интересы в том числе и производителей автокомпонентов, которые, со своей стороны, готовы принять участие в ее разработке. «Мы считаем, что содержание документа, обновленная нормативная база должны стать не просто спасательным кругом для отрасли, а матрицей, закрепляющей такой алгоритм взаимодействия между производителями компонентов и конвейером и такие нормы господдержки и контроля за их исполнением, которые будут работать не только на импортозамещение, но и на технологический суверенитет», — говорит Татьяна Диесперова.
Для подобных площадок, которые обеспечены инвестициями, технологиями, оборудованием и кадрами, сегодня важны не прямые финансовые вливания от государства, а загрузка мощностей. Ее могут предоставить лишь партнеры, собирающие конечную продукцию. В связи с этим у российских производителей возникают опасения. На фоне вакуума, образовавшегося после ухода компаний из ЕС, ниша может быть быстро заполнена китайскими поставщиками. В НПК считают, что если этот сценарий реализуется, то в течение ближайших двух-трех лет можно будет забыть и о технологическом суверенитете, и об импортозамещении в автомобильной отрасли, возможен всплеск безработицы и рост социального напряжения в регионах. В компании уверены, что стратегическое партнерство между российскими производителями является ключевым фактором выживания отрасли и обеспечения технологического суверенитета. «Подобное взаимодействие, в том числе в рамках новых соглашений, позволит в перспективе оснащать российские автомобили отечественными комплектующими и не зависеть по ключевым параметрам от мировой политической и экономической конъюнктуры», — говорит Татьяна Диесперова.