Трансформация компании в постоянно меняющихся условиях — настоящий вызов для ИТ-директоров. Меняются не только бизнес-процессы, но и целые ИТ-системы, приложения, способы хранения данных. То, что еще вчера было корпоративным стандартом, вдруг становится недоступным. В кризисное время облачные технологии доказали свою незаменимость: бизнес стал относиться к таким решениям с большим доверием, оценив возможности более быстрого внедрения, масштабирования и оптимизации затрат на инфраструктуру, чем по классической модели on-premise. Ускорение миграции сервисов в облака — общемировой тренд последних лет. Так, по прогнозам аналитиков Gartner, по итогам 2022 года глобальные расходы на облачные сервисы достигнут исторического максимума в $500 млрд. Наиболее активно развивается сегмент IaaS (инфраструктура как услуга). Ожидается, что до конца года этот рынок вырастет на 30%.
Текущий кризис, связанный с введением санкций и уходом ведущих мировых ИТ-игроков из России, подтолкнул развитие отечественных компаний, предоставляющих облачные решения. «Спрос на предоставление облачной инфраструктуры, в том числе компании МТС, вырос лавинообразно с конца февраля, — говорит директор по облачным продуктам #CloudMTS Михаил Соловьев. — Только за одну неделю с 28 февраля по 4 марта число запросов на переход в наше облако выросло в несколько раз, и усиленный интерес к этим услугам сохраняется до сих пор. Такой взрывной рост связан прежде всего с миграцией ресурсов, в том числе с западных платформ, которые приостановили деятельность в России. Заказчики стали придавать больше значения суверенитету данных, заметен повышенный спрос на сервисы кибербезопасности. Наша главная задача сейчас — снизить для клиентов риски потери доступа к критически важным системам и приложениям, а также помочь им как можно скорее локализовать данные и сервисы внутри страны». По словам Михаила Соловьева, экономия затрат на оборудование и вычислительные мощности — также значимый драйвер спроса, но сейчас для заказчиков главное — спасти бизнес-процессы и не потерять эффективность. По этой причине в #CloudMTS ожидают, что высокая потребность бизнеса в IaaS сохранится до конца этого года.
«IaaS в текущих условиях — практически единственный способ получения ресурсов в приемлемое время, — говорит управляющий директор, руководитель направления «ИТ-инфраструктура и информационная безопасность» ООО «АксТим» (ex-Accenture в России, бизнес передан российскому руководству 1 апреля 2022 года) Евгений Филатов. — Большое количество компаний, в том числе российские представительства международных организаций, работают сейчас над задачами локализации. До последнего времени они использовали глобальные инсталляции своих информационных систем, а сейчас отделяют их в инсталляции, обслуживающие только российскую часть бизнеса, и в сроки, иногда ограниченные 4–8 месяцами. Сроки поставки оборудования оцениваются обычно до 6–9 месяцев даже с учетом параллельного импорта. Кроме того, эти же компании зачастую не имеют локальных ИТ-компетенций и, используя хотя бы частично готовые сервисы, могут снизить потребность в найме или аутсорсинге части персонала».
В конце июня в #CloudMTS запустили акцию для бизнеса: клиенты могут получить бонусные 300 тыс. руб. на готовые вычислительные ресурсы IaaS сегмента Gold 3.0 в облаке. Бонусы можно потратить на ИТ-инфраструктуру IaaS в сегменте Gold 3.0 начиная со второго месяца использования (при условии оплаты первого месяца использования на сумму не менее 75 тыс. руб.). Акция действует по 12 августа 2022 года.
Заявку на подключение можно оставить на сайте #CloudMTS.
Эксперты МТС приводят пять примеров, как с помощью облачных технологий компании быстро перестроили свои процессы, справились с кризисной ситуацией и сохранили доходность бизнеса.
Проблема: недоступность зарубежных сервисов
Российский лесопромышленный холдинг, как и многие компании, работающие с большими массивами данных, до недавнего времени использовал корпоративные продукты зарубежных поставщиков, которые позволяют закрыть большое количество задач, но при этом глубоко интегрируются в инфраструктуру и бизнес-процессы. В связи с текущей ситуацией от работы с этими системами приходится отказываться, однако сделать это мгновенно невозможно. Это грозит остановкой бизнес-процессов и финансовыми потерями, не считая инвестиций, которые понадобились на их интеграцию.
Решение
Перенос ключевых систем зарубежных вендоров в российское облако, аутсорсинг технической поддержки у облачного провайдера МТС, разработка плана перехода на отечественные аналоги ПО.
Результат
Компания сохранила доступ ко всем системам и не потеряла данные, а также выиграла время для адаптации к новым условиям работы.
Проблема: аварии на производстве
Российский поставщик химической продукции столкнулся с необходимостью модернизации устаревшего парка оборудования. Для поддержания жизнеспособности собственной серверной все время требовались денежные вливания. ИТ-специалисты компании не справлялись с постоянными отказами оборудования. Дополнительным источником проблем стали ошибки на этапе выбора архитектуры ИТ-решений. Слабая проработка сетевого стека и отсутствие необходимой экспертизы привели к падениям ИТ-систем и высоким рискам потери данных. По словам администраторов, иногда сбои происходили каждый день. Под удар попали критические процессы, что могло привести к снижению качества продукции, потере заказчиков и даже авариям на производстве.
Решение
Отказ от устаревшего парка оборудования и перевод ИТ-инфраструктуры в облако.
Результат
Химический холдинг не только свел к минимуму сбои оборудования, но и сократил капитальные расходы.
Проблема: болезни роста бизнеса
Одна из крупнейших на данный момент российских каршеринговых компаний столкнулась с проблемой скачкообразного роста. Всего за несколько месяцев число клиентов с нескольких сотен увеличилось до 2 млн. Нагрузки на инфраструктуру достигли 5 тыс. запросов в секунду. В ходе маркетинговых акций, например при рассылке push-уведомлений со скидкой, нагрузка на критические сервисы могла вырастать в четыре-пять раз. Случались в истории компании и обратные ситуации. Например, когда в 2020 году сервисы каршеринга столкнулись с covid-запретом на работу в Москве. Запросы клиентов упали до нуля. Если бы компания использовала локальные серверы, она понесла бы большие расходы, поскольку оборудование требует постоянного обслуживания.
Решение
На начальном этапе развития бизнеса каршеринговая компания разместила критически важную инфраструктуру в облаке.
Результат
Компания успешно преодолела как резкое падение, так и взрывной рост спроса на услуги, сохранив высокое качество обслуживания клиентов.
Проблема: потеря клиентов
Крупный офлайн-ретейлер, 20 лет успешно работающий в розничном сегменте, столкнулся с проблемами в онлайн-формате. Оказалось, что традиционные бизнес-схемы не работают. Реагировать нужно быстро: в случае сбоя на интернет-площадке высока вероятность, что через несколько секунд клиент найдет альтернативного продавца и разместит заказ в другом месте.
Ретейлер попробовал устранить проблему, разместив критичные онлайн-сервисы на стороне хостинг-провайдера. Это решение оказалось ненадежным: периодически сервис был недоступен. Сайт компании ежедневно посещали десятки тысяч пользователей, а задержка в работе даже на пять минут приводила к прямым финансовым потерям. Оказалось, что даже временная недоступность картинок влияет на решение потребителя о покупке.
Решение
Перевод интернет-магазина в виртуальную инфраструктуру.
Результат
Онлайн-магазин работает без перебоев в режиме 24/7.
Проблема: избыточные затраты на ИТ
Крупному производителю продуктов питания предстояла масштабная модернизация ИТ-инфраструктуры предприятия — от этого зависела эффективная работа производственных, финансовых и управленческих систем, доступность архива и операционных данных, бизнес— и офисных программ, внутренних инфраструктурных сервисов. Закупка серверного оборудования оценивалась в 5 млн руб., не считая расходов на его техническую поддержку и расширение штата ИТ-специалистов, что выходило за рамки запланированного бюджета.
Решение
Производитель продуктов питания отказался от закупки дорогостоящего серверного оборудования и значительно снизил ежемесячные затраты на обслуживание ИT-инфраструктуры.
Результат
Миграция в облако помогла сфокусироваться на развитии бизнеса, не расходуя дополнительные ресурсы на оборудование, его содержание и обслуживание, оплату услуг новых штатных ИT-специалистов. Переход в облако также повлиял на информационную безопасность компании. Специалисты получили возможность оперативно восстанавливать критичные ИT-системы и получать быстрый доступ к архивным копиям данных в случае необходимости.
#CloudMTS — один из крупнейших облачных провайдеров с собственными дата-центрами и магистральными каналами связи по всей России. Узнать больше о возможностях компании для бизнеса можно на сайте #CloudMTS.