Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Рынок лишится не только запчастей и расходников»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Западные санкции уничтожают индустрию цивилизованного сервисного обслуживания России. Как противостоять этому процессу, рассказывает председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева.

— Как вы можете описать текущую ситуацию?

— Массовый уход ведущих зарубежных производителей автокомпонентов и оборудования несет в себе чудовищную угрозу. Рынок лишится не только запчастей и расходников. Дело обстоит серьезнее: мы уже начали терять доступ к технологиям, из-за чего рискуем не преодолеть кадровый голод, больно бьющий по бизнесу СТОА. Годами мы учились работать с современными автомобилями, боролись с контрафактом, тренировали персонал и выстраивали бизнес-процессы под мировых поставщиков оборудования, запчастей, расходных материалов и программных продуктов. Теперь, кажется, многое придется создавать с нуля. Но беда в том, что строить новое придется без привычных партнеров, их поддержки, последних технологий, инфраструктуры и передового опыта на фоне условий снижения доходов населения, санкций и дефицита.

— Способен ли параллельный импорт исправить положение?

— Часть критически важных компонентов оборудования и расходников, скорее всего, поступят в страну. Но их перечень будет неполным, соблюдать технологии станет сложнее: выпадение любого звена автоматически ведет к нарушению предписанных рекомендаций автопроизводителем.

Я надеюсь, дефицит автокомпонентов мы частично преодолеем, но произойдет это за счет усложнения логистических цепочек. Серые схемы точно отнимут у автомастерских поддержку производителей и гарантию, а комплексные решения перестанут быть таковыми. Эти факторы, несомненно, повысят издержки для нашего бизнеса. Главный вопрос в том, кто и как уже через полгода-год будет работать с ввозимым оборудованием и автокомпонентами. Представительств производителей больше нет, а в независимом сегменте, кроме них, некому обучать персонал.

— Возможно, система государственного образования сможет мобилизоваться?

— Учитывая опыт Ассоциации по сотрудничеству с колледжами, я бы не делала на это ставку. К сожалению, большинство программ подготовки устарели еще в конце 90-х. Детей учат на примере автомобилей 70–80-х годов. Во многих учебных заведениях просто нет специалистов, владеющих актуальными навыками по ремонту и обслуживанию современных автомобилей.

Например, за два года в техническом центре «Волин», которым я руковожу, стенд сход-развала претерпевал трижды изменения в конструкции измерения угла установки колес на более современные бесконтактные способы: настолько стремительно развиваются технологии в автомобилестроении. За год через экспресс-диагностику угла установки колес в ТЦ «Волин» проходит более 60 тыс. машин. Ни один колледж не в состоянии так часто обновлять оборудование и быстро нарабатывать опыт обслуживания разных марок и моделей авто. Чудес не бывает, научить работать могут только производители оборудования, запчастей и расходников либо практикующий мастер, который черпает первичные знания у производителей.

— Можно ли рассчитывать на импортозамещение?

— Поделиться можно лишь тем, чем владеете сами. На Западе культура и технологии авторемонта развивались более ста лет в условиях жесточайшей конкуренции. На создание комплексных решений для автосервиса внутри России уйдут годы. Недостаточно просто создать хороший продукт, нужна технологическая карта по работе с ним, обучение персонала, обратная связь и техническая поддержка.

Объясню на примере детейлинга, где каждая операция строго описана производителем автохимии. Четко рассчитано время и порядок нанесения составов, есть параметры очистки и температуры воды, применение разного вида тряпок и губок также регламентировано. При соблюдении технологии результат гарантированный и стабильный. В России пока еще нет таких производителей, занимающихся автохимией как наукой. Есть неплохие автомобильные шампуни, полироли и воски, но не всегда понятна их применяемость и совместимость. Прописанные регламенты и инструкции требуют доработок. В такой ситуации все придется делать методом проб и ошибок.

С кузовным ремонтом ситуация еще более сложная, тут стабильность и совместимость материалов имеют огромное значение, а зависимость от импортной продукции почти стопроцентная. Стоит ли говорить о восстановлении топливной аппаратуры, ремонте двигателей и коробок. В данном случае техпроцессы и рекомендации производителей играют важнейшую роль. Замечу, что функция производителя автокомпонентов в автоэкспертизе очень важна. При его участии мы узнаем истинную причину конфликта сторон: либо это производственный брак детали или агрегата, либо выявлен брак при установке. В этих случаях производитель заинтересован произвести работу над ошибками со СТОА и сохранить лояльность к автовладельцу. В ситуации с параллельным импортом такой механизм отсутствует.

— Значит ли это, что выхода из сложившейся ситуации нет?

— Выход есть. Региональная ассоциация станций технического обслуживания (РАСТО) готова выступить аккумулятором кадрового потенциала и сосредоточить самые передовые технологии в сфере автомобильного ремонта. Россия столкнулась с очень серьезными вызовами, но наша ассоциация осталась и продолжает работу, являясь на сегодня важнейшим партнером ведущих производителей автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания и авторемонта.

Задолго до сложившегося кризиса РАСТО совместно с производителями автозапчастей и оборудования начали развивать собственную систему подготовки кадров. Мы составили актуальные требования к автомеханику, разработали краткосрочную программу подготовки специалистов, успешно протестировали ее на базе ведущих технических колледжей Московской области. В ближайшее время мы откроем собственный учебно-выставочный центр технологий и компетенций, аналогов которому нет в нашей стране. На базе центра заработает и первый студенческий инкубатор, в котором студенты колледжей и техникумов Московской области будут проходить производственную часть обучения в стенах нового корпуса «Студенческий автосервис».

— На чем базируются ваши образовательные программы, и что позволит им оставаться актуальными?

— Мы создавали самые современные учебные модули совместно с ведущими мировыми производителями автокомпонентов и оборудования, более 20 партнеров передали ассоциации свои знания. Уверена, они еще долго будут оставаться актуальными, делая РАСТО одним из ведущих провайдеров технологий авторемонта в стране. Конечно, мы будем обновлять информацию, в том числе за счет участия в международных форумах и поиска новых иностранных партнеров при возможности поддержки существующих профессиональных контактов. Думаю, что в скором времени нам предстоит работа и с отечественными производителями в рамках импортозамещения.

— Как может выглядеть сотрудничество с отечественными производителями?

— Для начала мы планируем создать пул работающих предприятий, производящих автокомпоненты, сервисное оборудование, инструменты, масла, автохимию и технические жидкости. Авторынку сегодня остро необходима «перекличка» российских производств. Нам предстоит знакомиться с ними, выводить на площадки форумов РАСТО.

В дальнейшем на материально-технической базе станций участников ассоциации мы сможем тестировать продукцию для импортозамещения, давать обратную связь и свои рекомендации. Отмечу, что опыт эффективного управления автобизнесом у некоторых членов ассоциации превышает 27 лет. За эти годы сформировалась новая плеяда руководителей СТОА, которые обладают экспертными знаниями в области авторемонта и современными требованиями к экономике и управлению автобизнесом. В более отдаленной перспективе мы бы могли совместно тестировать новые продукты и создавать технологические карты, запустить федеральную систему техподдержки.

— Вы рассчитываете только на свои силы или нуждаетесь в поддержке государства?

— В сложившейся ситуации помощь государства очень важна. Но и РАСТО может быть полезна стране, так как в состоянии говорить с представителями власти от имени сервисного сообщества, формулируя четкие, обоснованные предложения. Мы уже планируем обратиться с просьбой о временном снижении налоговой нагрузки для независимых автомастерских. Ряд регионов временно снизил фискальное бремя для части отраслей промышленности, мы же попробуем добиться послаблений для НСТО. Также необходимо проработать вопросы о расширении мер поддержки работодателей, которые осуществляют подготовку молодых кадров в отрасли, об облегчении подключения к газу и электричеству для сервисных станций, которые готовы расширяться и заниматься инвестициями в это непростое время.

— Что вы скажете о нелегальном сервисе?

— Сложная ситуация в экономике обострила эту проблему до предела — нелегальный гаражный сегмент растет как на дрожжах. И дело не только в нечестной конкуренции по отношению к нам или отсутствии налоговых поступлений в казну. Мы заботимся об общей безопасности граждан. Опасаюсь, что из-за нелегалов мы столкнемся с серьезным ростом аварийности на дорогах, ведь они ремонтируют машины буквально в подворотнях, применяя запчасти сомнительного качества.

Ситуация действительно тяжелая. Двадцать лет мы боролись с фальсификатом, строили цивилизованный рынок и сервис, повышали гарантийные обязательства перед клиентами, инвестировали в сотрудников и оборудование, нам удалось выйти на международный уровень технического обслуживания благодаря взаимовыгодному сотрудничеству производителей автокомпонентов и оборудования и станций технического обслуживания, цивилизованных автомастерских, легальных предпринимателей. Сегодня же несертифицированные запчасти продаются на бесплатных сайтах и маркетплейсах, наши клиенты экстремально экономят, отправляясь к гаражным мастерам.

В преодолении трудностей нам поможет опыт участников ассоциации. Надеюсь, здравый смысл должен разрешить эту непростую ситуацию лучшим образом. Это не первый кризис, который мы преодолели. В любом случае, мы сможем выстоять за счет качества работ, владения технологиями, эффективного ведения дел, поддержки своих участников и партнеров. У членов РАСТО гораздо больше шансов на успех, чем у тех, кто все еще работает поодиночке.