Электронная коммерция, включая маркетплейсы, по мнению экспертов, остается одним из наиболее перспективных рынков даже на фоне текущих изменений. В 2020 году рынок e-сommerce в условиях пандемии, по оценкам аналитического агентства Data Insight, вырос на 58% по отношению к 2019-му, в денежном выражении достигнув отметки 2,7 трлн руб. Рост продолжился и после нормализации эпидемиологической ситуации: в 2021 году рынок прибавил еще 42% (до 3,8 трлн руб.). К концу 2022 года, по прогнозам аналитиков Data Insight, отечественный рынок e-сommerce может увеличиться до 5,2 трлн руб., а к 2025-му должен достигнуть почти 11 трлн руб.
Один из его основных сегментов — маркетплейсы. Исследования Data Insight показали, что для интернет-продавцов (селлеров) они стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. «64% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 46%», — говорится в материалах аналитического отчета. Тот же источник информирует, что во втором квартале 2022 года объемы продаж пяти крупнейших универсальных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет») выросли на 80% по количеству заказов и на 73% — по денежному объему, до 400 млн и 500 млрд руб. соответственно. При этом увеличилась и доля «пятерки» в структуре рынка e-сommerce: по количеству заказов она составила 69%, по количеству денег — 44%. Это выше на шесть и семь процентных пунктов соответственно, чем во втором квартале прошлого года, отмечают авторы исследования.
Опросы Data Insight также показали, что 74% респондентов планируют в будущем расширять ассортимент своих товаров на маркетплейсах, 51% собираются начинать продажи на новых площадках. При том что в среднем один селлер сегодня предлагает свой товар одновременно на двух-трех маркетплейсах.
Основной драйвер развития этого рынка — высокий потребительский запрос, а один из главных трендов — расширение ассортимента продаваемых через интернет товаров: e-commerce все активнее проникает в различные товарные категории, которые раньше не продавались онлайн: ювелирные изделия, обувь, аптечные товары и прочее, отмечают эксперты. Трендом также стал выход на маркетплейсы микро— и малых бизнесов — производителей и магазинов со сравнительно небольшими объемами продаж. Крупнейшие российские маркетплейсы работают с самозанятыми, количество которых в прошлом году сравнялось с количеством индивидуальных предпринимателей.
«Причем востребованность у маркетплейсов двусторонняя — как со стороны продавца, желающего расширить географию своего присутствия, так и со стороны искушенного покупателя, которому удобно искать аналоги и сравнивать цены, не путешествуя по многочисленным сайтам», — отмечает владелец продукта команды отраслевых решений кластера малого бизнеса ПАО «МТС-Банк» Сурен Манукян.
Кредитные организации сегодня также активно включаются в процесс развития услуг для своих действующих и потенциальных клиентов-селлеров. МТС Банк, в частности, один из немногих участников рынка, который запустил бесплатный партнерский b2b-сервис, дающий возможность онлайн-продавцам выйти сразу на все маркетплейсы, причем на два из них абсолютно бесплатно. Сервис предусматривает целый ряд сопутствующих опций — от онлайн-обучения работе с маркетплейсами до обеспечения каждого клиента персональным менеджером-экспертом, который окажет помощь на всех этапах продажи. Сервис банка помогает предпринимателям зарегистрироваться на торговых площадках и выбрать оптимальные условия работы, оформить карточки товаров; включает обучение сотрудников компании правильно формировать ценовую политику, анализировать продажи, управлять продвижением товара, грамотно выстраивать коммуникации с потребителем. «МТС Банк берет на себя полное сопровождение стартовой поставки клиента на маркетплейс, чтобы помочь предпринимателю избежать наиболее распространенных ошибок», — говорит Сурен Манукян.
По словам эксперта, прибегая к услугам технологического партнера в лице банка, малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые не несут издержки, связанные с самостоятельным выходом на маркетплейс, продавцу не нужно самостоятельно выискивать и изучать информацию про онлайн-продажи и продвижение товара. «В рамках нашего сервиса клиент получает все «в одном флаконе»: профильную экспертизу; настроенный личный кабинет, готовый для масштабирования и развития бизнеса на маркетплейсе; оптимальную схему логистики и складского учета; персональное внимание со стороны менеджера и даже подключение к автоматизированным системам загрузки карточек товаров, что далеко не всегда может предоставить сам маркетплейс, особенно крупный», — перечисляет Сурен Манукян.
Чтобы начать пользоваться сервисом выхода на маркетплейсы, клиентам МТС Банка достаточно зайти в личный кабинет на сайте банка или в мобильном приложении и заполнить соответствующую заявку. С этого момента до старта продаж проходит не более двух недель. Те, кто хочет воспользоваться услугой, но пока не имеет расчетного счета в МТС Банке, могут бесплатно его открыть онлайн. «К 2025 году в РФ ожидается пятикратный рост количества продавцов на маркетплейсах — до двух миллионов активных селлеров на крупнейших площадках. При такой экспоненциальной динамике банк не может остаться в стороне и обязан предложить облегченный вход на эти маркетплейсы для своих клиентов, особенно для сегмента малого и среднего бизнеса», — объясняет позицию банка Сурен Манукян.
Реклама, рекламодатель: ПАО «МТС», https://www.mtsbank.ru/