Новости партнеров ,  
0 

Как масштабировать бизнес в 2022 году: пять идей для импортозамещения

Несмотря на кризис, бизнес всегда ищет новые идеи и возможности для освоения и роста. Сегодня свободные ниши можно найти в самых разных сферах производства. Особенно перспективны области, связанные с импортозамещением.

Информационные технологии

Ниша ИТ-сервисов в России относительно свободна. На сегодняшний день в Единый реестр российского ПО включено около 14,9 тыс. продуктов. К концу 2022 года, по оценке министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максута Шадаева, их число должно вырасти до 35 тыс. позиций за счет активной государственной поддержки ИТ-сферы.

ИТ-компании, аккредитованные в Минцифры, могут получить освобождение от уплаты налога на прибыль до конца 2024 года, грантовую поддержку перспективных разработок, льготные кредиты и другие преференции.

Нехватка российских разработок, по мнению управляющего партнера SoftwareLead Виталия Янко, наблюдается в следующих нишах: управление продажами и бизнес-процессами (CRM и BPM), трекинг задач, проектирование графических интерфейсов, видеоконференции и корпоративное общение, офисный софт и облачный документооборот, маркетинговые сервисы, инструменты для корпоративной безопасности.

Косметика и бытовая химия

По информации Российской парфюмерно-косметической ассоциации, доля импорта в отрасли в начале года составляла 60%. Но в условиях западных санкций у отечественных бьюти-брендов появился большой простор для развития. Потенциальную клиентскую базу российских косметических брендов игроки рынка оценивают более чем в 60 млн платежеспособных человек в возрасте от 18 лет. Интерес к отечественным товарам в этой сфере с начала года вырос в десятки раз.

На данный момент проблемы в этой отрасли связаны с недоступностью некоторых ингредиентов и импортной упаковки, в нехватке которых признались многие российские бренды. Однако это создает дополнительные направления для масштабирования бизнеса крупных производителей: речь о налаживании собственного производства компонентов, организации поставок компонентов из стран, открытых для сотрудничества с российскими компаниями, а также производстве упаковки.

Автокомплектующие

В апреле этого года около 70% автосервисов признавались, что испытывают проблемы с запчастями. Наиболее труднодоступными, согласно исследованию сети автозапчастей Fit Service и Gruzdev Analyze, оказались детали для двигателей, подвески и рулевого управления, моторные масла, свечи, фильтры, электрооборудование и датчики, тормозные системы, амортизаторы, ремни ГРМ. Нишей для переориентации бизнеса может стать производство и поставки этих комплектующих и дополнительных товаров.

Кроме того, по данным экспертов Autonews, свободны сферы производства термостатов, подушек безопасности, катушек зажигания и выхлопных систем. А стремительный переход индустрии на электромобили открывает нишу для проектов совершенно нового типа, например для выпуска аккумуляторов для электрокаров и самих электромобилей в сборе.

Инициативы по импортозамещению в сегменте производства автокомплектующих не должны остаться без поддержки государства. Так, в августе 2022 года Минпромторг представил проект распоряжения правительства, утверждающий новую стратегию развития автопрома до 2035 года. Она предполагает инвестиции в производство автокомпонентов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в объеме 2,7 трлн руб.

Стройматериалы

В 2022 году в России должны построить 93 млн кв. м жилой недвижимости, анонсировал вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин. Девелоперов на рынке сотни, и всем им нужны стройматериалы, поэтому компании, специализирующиеся на их производстве, смогут получить множество потенциальных клиентов. По словам замглавы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны Никиты Стасишина, перед правительством России стоит задача довести долю отечественных материалов в строительстве до 95%.

Наиболее востребованы в этой нише: электрооборудование и вентиляционные системы, бетон, цемент, строительный кирпич, стеклопакеты, а также готовые домокомплекты и BIM-технологии (софт для информационного моделирования зданий). Полное масштабирование отечественного бизнеса в сторону станков для производства позволит избежать дефицита стройматериалов через несколько лет.

Электроника и бытовая техника

В июле 2022 года вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко оценил объем отечественного рынка радиоэлектронной промышленности более чем в 3 трлн руб. По его мнению, к 2030 году рынок вырастет до 9 трлн руб. Уже сейчас о готовности выпускать микропроцессоры заявляют все больше российских заводов, а значит, для освоения этой ниши наступил наиболее удачный момент. Компании, которые сегодня вложатся в формирование научного и технического потенциала для разработки «железа», через некоторое время получат шансы стать ведущими игроками отрасли.

В министерстве промышленности и торговли анонсировали запуск субсидий для поддержки серийного производства гражданской электроники: ноутбуков, компьютеров и планшетов. Общий объем средств, направленных на поддержку отрасли, в 2023 году должен составить 210 млрд руб.

По данным аналитиков BusinesStat, за 2017–2021 годы производство крупной бытовой техники в России выросло на 18%, до 12 млн шт. в год. Но объемы импорта все эти годы заметно превышали объемы собственного производства. В новых же условиях будет востребована почти любая домашняя техника, которую полностью собирают в России из местных комплектующих: в том числе, холодильники, газовые плиты, пылесосы, кофеварки. Свободной для освоения сегодня выглядит ниша производства стиральных и посудомоечных машин, которые «от и до» до сих пор в стране не изготавливаются.


Реклама. ПАО СБЕРБАНК, https://www.sberbank.ru/