— В октябре 2022года Softline объявила о разделении бизнеса на российский и международный. Какие задачи вы сегодня ставите в России?
— 2022 год внес значительные изменения в бизнес-процессы российских компаний: на рынке освободилось множество ниш, появилось большое количество клиентов, заинтересованных в сохранении работоспособности ИТ-инфраструктуры, а также тех, кто готов прямо сейчас активно включаться в процесс цифровой трансформации. Поэтому мы выделили для себя следующие направления развития бизнеса в России: производство и реализация собственного ПО и решений вендоров, доступных на территории РФ, реализация проектов по информационной безопасности (ИБ), цифровой трансформации вертикальных отраслей, развитие собственных услуг и облака Softline Cloud, производство аппаратного обеспечения. Мы видим огромный потенциал для развития нашего бизнеса в России.
— Можете отметить новые запросы от заказчиков в этом году?
— Главный тренд уходящего года — импортозамещение. Как только наши заказчики поняли, что большинство иностранных вендоров не вернется, у нас увеличилось количество запросов на миграцию на российские решения. Этот тренд коснулся всех ИТ-направлений.
В текущем году бизнес оказался в ситуации, когда средства защиты, например firewall и сканеры уязвимости, перестали получать обновления для сигнатурных баз, для баз данных уязвимости. Практически во всех компаниях эти классы решений лежат в основе фундамента системы обеспечения информационной безопасности и защищают от большого количества угроз. Как следствие, фокус заказчиков сместился с совершенствования существующих элементов системы, их усложнения для работы с более сложными и комплексными угрозами обратно к базовым системам.
Кроме того, команда «Девелоники», которая входит в периметр группы компаний Softline, отметила увеличение запросов по заказной разработке, в том числе со стороны госструктур, тяжелой промышленности, авиаотрасли. Наиболее приоритетными направлениями стали автоматизация бизнес-процессов, например, документооборот, разработка информационных систем, построенных на независимых платформах. Особенно востребованы разработки с нуля — как показывает практика, в них нуждаются, прежде всего, образовательные учреждения, представители медицинского страхования, компании, работающие в сфере ЖКХ.
Тем не менее у заказчиков сохраняется потребность в готовых решениях с кастомизацией и адаптацией под бизнес-процессы. Даже с учетом того, что сегодня на рынке представлено не так много подобного рода решений. Такой запрос обусловлен более низкой стоимостью и высокой скоростью создания по сравнению с заказной разработкой. Такие решения уже прошли тестирование у других заказчиков, это качественный продукт.
Отмечу также, что с февраля 2022 года увеличился спрос на облачные услуги, в том числе на Softline Cloud. У нас большой опыт работы с западными облаками, мы знаем, как они устроены. И успешно оказываем нашим заказчикам услуги по миграции программно-аппаратной инфраструктуры и облачных сервисов. Но параллельно встает вопрос техподдержки существующей инфраструктуры, так как ИТ-ландшафт многих российских компаний состоит из разных прикладных систем, в том числе устаревших.
Еще один тренд: растет популярность сервисов. Текущий год показал, что недостаточно просто приобрести решение, его необходимо внедрить так, чтобы не нарушить текущие бизнес-процессы. Наша команда выполняла проекты с такими задачами и брала на себя дальнейшую техническую поддержку. Также у заказчиков вырос спрос и на другие сервисные услуги: ИТ-аутсорсинг, ИТ-консалтинг, внедрение инфраструктурных решений и «сервис полного цикла» — от приобретения оборудования до его технической поддержки и обучения специалистов.
— Остается ли обеспечение информационной безопасности основным трендом для российских компаний?
— Безусловно. С февраля 2022 года выросло количество кибератак, в том числе по геополитическим причинам. При этом виды угроз остались прежними. Атаки злоумышленников на информационные активы затронули практически каждого заказчика Softline. Это были в том числе DDoS-атаки, утечки данных, социальная инженерия, дефейсы веб-ресурсов.
В этом году наиболее частые запросы клиентов касались сетевой безопасности, комплаенс, организации pentest (испытание на проникновение). Их количество удвоилось по сравнению с прошлым годом. Более чем в два раза выросли обращения по защите приложений и почты. Также увеличилось количество запросов по управлению доступом различного уровня.
Мы отмечаем возросшую популярность консалтинга при внедрении решений из сферы ИБ. Экспертиза Softline позволяет оказывать эту услугу на высоком уровне. Мы детально изучаем бизнес-процессы заказчиков и специфику их деятельности, чтобы предложить подходящие решения. После внедрения оказываем дальнейшую поддержку и обучаем персонал компании, чтобы клиент получил максимум от функционала внедряемых продуктов.
— С какими еще трудностями столкнулся российский рынок в этом году? И какие решения вы можете предложить сегодня рынку?
— Помимо техподдержки иностранных решений, мы отмечаем рост спроса на миграцию по инфраструктурным решениям: ОС, офисные и почтовые приложения, видеоконференцсвязь, виртуализация, а также на миграцию бизнес-приложений: от СЭД до HR-систем и порталов.
Мы предлагаем нашим заказчикам российские решения, в том числе и собственное ПО. Например, мы активно развиваем платформу для управления мультиоблаком Cloudmaster, а также собственное решение для инвентаризации ИТ-активов iTMan. Под брендом Inferit производим сервера, ноутбуки, моноблоки и другую технику. Также мы ведем активную работу по внесению компьютеров и серверов новой линейки в реестр Минпромторга.
— Уход иностранных компаний открыл множество возможностей для российских игроков. Насколько отечественные решения функционально удовлетворяют клиентов?
— Действительно, сегодня российские производители активно занимают освободившиеся ниши. Мы отмечаем рост уровня доверия наших заказчиков к российским вендорам, которые активно оптимизируют свои продуктовые линейки под запросы заказчиков. Доверия и лояльности к ним добавляет и то, что разработки российских ИТ-компаний сейчас активно вносятся в реестр Минпромторга.
7 декабря мы запустили партнерскую программу для российских вендоров, в рамках которой предлагаем помощь в реализации ИТ-услуг и продуктов, инструменты для развития продаж в различных сегментах бизнеса, совместное продвижение и активное вовлечение сотрудников в совместные проекты. Партнерство включает четыре уровня: «Стратегический», «Ключевой», «Фокусный» и «Авторизованный». Для каждого из них разработаны требования, выделены ресурсы, возможности маркетингового продвижения и обмена экспертизой при работе с Softline.
Для многих российских вендоров мы являемся платформой не только для работы в России, но и для выхода в дружественные страны, расширения клиентской базы, получения доступа к новым технологиям.
— Сегодня очень высок спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Что вы делаете для удержания персонала и нанимаете ли новых сотрудников?
— В настоящий момент у нас открыто около 300 вакансий по всей России — в более чем 25 городах присутствия. В ближайших планах увеличить команду разработчиков с двух до пяти тысяч человек в течение ближайших трех-пяти лет. Это позволит нам расширить возможности по предложению кастомизированных решений для заказчиков. Также мы активно привлекаем профессионалов с экспертизой в импортозамещении, ИБ, заказной разработке, техподдержке.
Мы много делаем для того, чтобы сохранить команду и развивать компетенции сотрудников. В нашем корпоративном университете более 3 тыс. сотрудников ежегодно проходят обучающие курсы по развитию hard и soft skills. Весной 2022 года, например, мы открыли внутрикорпоративную «Школу продуктов и решений для российского рынка», потребность в которой появилась после ухода западных вендоров. Для компании важно сохранить профессиональную команду, поэтому мы обучаем специалистов для решений на российском рынке. Мы стараемся минимизировать утечку кадров и дать возможность команде продолжить развитие в Softline.
Помимо этого, с 2021 года у нас запущена программа «Кадрового резерва», благодаря которой сотрудники могут перейти на любую позицию внутри компании. Также внедрена «Программа менторинга Softline», участники которой делятся управленческим опытом и успешными кейсами, совместно формируют стратегии продаж и управления командами. Но самое главное — мы предоставляем нашим сотрудникам возможность строить карьеру в стабильной и надежной компании, работать с современными технологиями, повышать собственную экспертизу.
Реклама. АО «Софтлайн Трейд», https://softline.ru/