Санкционное давление, разрушение существующих логистических связей, трудности в расчетах с зарубежными контрагентами и необходимость поиска новых поставщиков и каналов продвижения — такие вызовы сегодня стоят перед предпринимателями. 23 марта МТС Банк провел воркшоп «Как бизнесу расти: ВЭД, маркетплейсы и инструменты маркетинга», на котором представители финансовой организации и приглашенные эксперты ответили на вопросы о том, как работать и зарабатывать в новых условиях, где искать иностранных контрагентов и как наладить продажи на существующих маркетплейсах. Более 80 участников обсудили новые вызовы с представителями банка, экспертами из различных сфер и представителями государства.
Восточный рынок
Российский бизнес активно ищет новые каналы работы и зарубежных партнеров. За прошедший год логистические цепочки с Европой оказались практически разрушены, и сфера интересов сместилась на Восток: значительно укрепились связи с Китаем, а также Индией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Турцией, Казахстаном и другими странами СНГ. Многие из этих рынков стали новыми для российских предпринимателей.
По официальным данным, торговый оборот России и Китая в 2022 году увеличился на 29,3%, с Турцией — почти на 100%, с ОАЭ — на 68%, с Казахстаном — на 10,5%. В 2023 году, по прогнозам экспертов, объем торговли с этими странами должен вырасти еще больше.
Российские компании учатся специфике ведения бизнеса в новых странах, привыкают к особенностям делового этикета, банковского обслуживания и тонкостям местного законодательства. Все эти темы осветили эксперты-практики, много лет ведущие деловые отношения в азиатском регионе. Так, коммерческий директор диджитал-агентства «Интериум» Андрей Ермошкин рассказал об особенностях работы в Китае, где его агентство много лет оказывает коммуникационные и рекламные услуги. Управляющий партнер Sorp Group Сергей Сорп говорил о специфике ведения бизнеса в ОАЭ, где его компания предоставляет широкий спектр консалтинговых услуг. Выступающие поделились с участниками воркшопа опытом поиска новых партнеров в этих странах, историями открытия там представительств и полной релокации бизнеса, рассказали, как выстраивается там работа с государственными органами.
Поддержка малого бизнеса
В работе секций, прошедших во второй половине дня, приняли участие представители ГБУ «Малый бизнес Москвы». Они рассказали о мерах поддержки для участников ВЭД в текущих условиях, включая работу в рамках импортозамещения и параллельного импорта. Представители госструктур дали советы, как подавать заявки на получение грантов и поддержки, рассказали какие есть курсы и консультации для предпринимателей. Участники задали много вопросов представителю логистической компании СДЭК, в том числе о новых маршрутах поставок товаров, их стоимости, скорости и особенностях работы с таможенными органами.
Свои предложения для участников ВЭД представил МТС Банк. Сервисы банка позволяют предпринимателям максимально быстро открыть расчетный счет и осуществлять платежи в мобильном приложении для бизнеса, включая расчеты в ряде валют, например, юанях. О линейке банковских продуктов рассказал бизнес-лидер Стрима развития транзакционных продуктов Кластера малого бизнеса МТС Банка Дмитрий Глушков.
Новые каналы продаж
Отдельная серия выступлений была посвящена маркетплейсам и развитию продаж в новых условиях. За прошедший год существенно изменилась и эта сфера бизнеса. Исчезли или перестали работать в России популярные ранее маркетплейсы и социальные сети, им на смену пришли новые каналы продаж и площадки для продвижения. Как показывают различные исследования, в прошлом году размер маркетинговых расходов у отечественных компаний сократился. Однако многие эксперты прогнозируют рост этой статьи в 2023-м: компании начинают использовать новые площадки и сервисы, растет конкуренция на освободившихся нишах из-за ухода западных компаний. Об этих изменениях участникам воркшопа рассказал Илья Бурмистров, партнер школы электронной коммерции iWengo и ИТ-платформы маркетплейсов Lennuf.
Соорганизатором мероприятия стало агентство «Ашманов и партнеры» — один из ведущих игроков на российском рынке интернет-маркетинга. Его исполнительный директор Денис Шубенок рассказал о последних тенденциях и перспективах продвижения товаров и услуг в интернете. Он дал ряд практических советов по работе с сайтами, текстами, настройке показов в социальных сетях и поисковиках так, чтобы эффективно использовать имеющиеся у компании ресурсы и привлечь максимальное количество потенциальных покупателей.
Руководитель Центра монетизации клиентской базы малого бизнеса МТС Банка Олег Мурашкин представил участникам воркшопа презентацию по управлению CVM (customer value management, управление потребительской ценностью).
Этот инструмент позволяет оценивать все аспекты пути клиента — от первого знакомства с продуктом до покупки, понимать отдачу от маркетинга и выбирать правильные каналы для продвижения. Применение такого подхода становится особенно важным в условиях необходимости выбора новых площадок для продаж и продвижения товаров и услуг, а также в кризисные периоды, когда значительно вырастает конкуренция за клиента.
МТС Банк также познакомил участников воркшопа со своими продуктами. Например, банк помогает своим клиентам с быстрым выходом на маркетплейсы. Услуга включает консультации по выбору и регистрации на этих платформах, обучение продажам и управлению ценами, помощь в оформлении карточки и работе с клиентскими обращениями. Более того, МТС Банк при открытии расчетного счета бесплатно предоставляет компаниям личного менеджера-эксперта, который разместит контент на выбранную площадку, возьмет на себя сопровождение первой поставки и расскажет обо всех требованиях к товару на складах маркетплейса.
«Наша цель — всесторонняя помощь клиентам. Мы не просто предоставляем банковские услуги, вроде депозитов, расчетных счетов, проведения оплат и расчетов с поставщиками, но стремимся стать надежными консультантами наших клиентов, предоставить им всю возможную информацию, которая позволит им избежать ошибок при налаживании эффективной системы поставок товаров и их продвижения», — говорит руководитель Кластера малого бизнеса МТС Банка Надежда Панчурина.
МТС Банк планирует сделать подобные встречи для предпринимателей регулярными. Ситуация на рынках постоянно меняется, бизнес ищет новых партнеров, оригинальные шаги и идеи. Задача банка — помочь им в этом. Сейчас освобождаются новые ниши, появляются новые каналы продаж, а значит, возможности для развития, запуска новых идей и направлений в бизнесе.
Реклама. ПАО «МТС», https://www.mtsbank.ru