Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Я надеюсь, что однажды мы начнем строить банные комплексы по всему миру»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Оказывается, в России не ходят в русскую баню. Возродить банную культуру в luxury-сегменте решился Дмитрий Портнягин, основатель и владелец нового банного комплекса Siberia. Он рассказывает о нюансах банного бизнеса.

— Как возникла идея занять эту нишу? Почему бани, а не спа-салоны, например?

— Я люблю баню с самого детства. Это было нашей семейной традицией. Мы с папой каждую пятницу ходили в баню. После я начал ходить в баню с друзьями и деловыми партнерами. И в какой-то момент баня стала моим привычным инструментом, чтобы расслабляться, сбрасывать стресс и подпитываться новой энергией.

Я посетил почти все лучшие бани в нашей стране — от Алтая, Казани до Санкт-Петербурга, Сочи и Москвы. Испытывал разные эмоции, получал разные впечатления. Мои друзья видели эту увлеченность и все чаще спрашивали: «Почему ты сам не создашь баню, ты же мог бы действительно сделать что-то крутое?»

Я решил, почему бы и нет, и стал изучать рынок. Цифры меня, честно, шокировали: в России регулярно ходит в баню лишь 1% населения. Стереотип, что Россия — банная страна, оказался просто мифом. Но для нас это было скорее хорошей новостью: значит, рынок не насыщен. И если мы создадим сеть банных комплексов, то сможем повлиять на развитие, распространение этой культуры. Все-таки мы умеем создавать тренды.

Тогда я посмотрел цифры более детально: в 2019 году объем банного рынка составлял 28 млрд руб., рост — 1015%. На смежных ситуация выглядела позитивнее. Рынок спа-салонов оценивался в 70 млрд руб., его рост — в 2530%. Массажные салоны росли на 56% в год. Так что я решил, что нам надо создавать проект на границах разных рынков — и баня, и спа-салон, и салон красоты, и спортивный клуб. Что-то большее, что-то более сложное, чем просто парная с купелью.

— Насколько рынок конкурентный?

— К счастью или сожалению, не настолько, чтобы всерьез задумываться о больших рисках. В нашей стране есть с десяток ярких проектов, но мне кажется, что это маловато на 140 млн человек. Плюс мы решили работать в нише премиальных продуктов: у нас средний чек около 41 тыс. руб. на человека. Сейчас Siberia — самая дорогая баня в стране. И я так и планировал.

Мы показываем, что хорошая баня может стоить дорого. Это четыре часа полноценного парения, массажей, иммерсивного погружения в банную культуру — каждое действие, деталь, аромат, травинку здесь объяснят, расскажут, откуда и зачем она взялась в сибирской бане. Это приватность и отличный сервис — для наших гостей это более чем важно. С каждым работает команда пармастеров, массажистов, официантов. Можно отведать блюда сибирской кухни, свежайший мед с пасеки. Я уверен, что такой досуг может легко заменить поход в хороший ресторан или ночной клуб. Это те же деньги для нашей целевой аудитории. Вообще уже могу сказать, что мы сделали правильную ставку, она сработала.

— Этим проектом вы хотели доказать, что вы бизнесмен, а не просто блогер?

— У меня есть YouTube-канал (12+), на котором 1,5 млн подписчиков и 200 млн просмотров. Это мой имиджевый проект, отдушина, в этом я реализуюсь как творческая личность, как предприниматель, и плюс контент дает мне возможность продвигать мои бизнесы и привлекать лучших специалистов. Я написал три книги, и, наверное, мой опыт и дела моих партнеров вдохновляют людей. Но мы все-таки никого ничему не учим. Знаете, сейчас настолько все быстро меняется, что самым ценным становится личный опыт и собственные предпринимательские истории.

— Какую цель вы преследовали, выбрав название бренда, ассоциирующееся с известными российскими косметическими марками?

— Название бренда Siberia все-таки в первую очередь означает регион, который называется Сибирь. Мощный, сильный, богатый природой, с суровым климатом, чистым воздухом, прекрасными людьми, огромной историей. И я считаю Сибирь душой нашей страны.

Когда я создавал компанию, я выбирал имя, которое люди будут узнавать во всем мире. Я искренне надеюсь, что однажды мы начнем строить банные комплексы по всему миру. Сибирь — это звучит. Это такой большой мировой бренд и для русских, и для немцев, и для американцев, и для азиатов.

Чтобы иметь возможность выходить за рамки локального рынка, мы выбрали английское написание — Siberia. К московскому проекту есть приставка Moscow. Сейчас у нас начинается строительство в Санкт-Петербурге, а третий комплекс планируется в Дубае.

— С чем связан акцент на Сибири, сибирской бане и сибирской кухне?

— Сибирь — уникальный регион с богатой историей, это большое количество интереснейших народов, культур, традиций. Якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, сибирские татары, чулымцы, буряты, эвенки, чукчи. Очень много разных народностей, которые смогли пронести свою культуру через века. Мы начали разбираться в этнографии, местной истории, верованиях, стали выяснять, что они использовали для оздоровления и долголетия, что внесли в банную культуру, кулинарию. Мы поняли, что Сибирь — это не просто регион, это огромная база знаний. И получилось многое собрать и интегрировать в наш премиальный банный бизнес.

В нашем банном комплексе есть ресторан Siberia, где угощают блюдами домашней сибирской кухни. В нем готовят по рецептам, которые использовали наши предки, поэтому гости могут погрузиться в эту культуру через запахи, звуки, кухню. Мы отправляем их в сказочную историю, которую они слышали когда-то или видели на картинках в детских книгах. Так что мы не просто парим людей вениками, а знакомим их с обычаями, даем им возможность телом почувствовать силу Сибири.

— Каковы были вложения в проект, когда они окупятся по вашим расчетам?

— Самое сложное было найти нужную локацию: отдельно стоящее строение, чтобы рядом не было жилых зданий, детских садов, школ. Нам нужно было два этажа, 1000 кв. м, парковка, инфраструктура для необходимого количества электроэнергии, воды. И адекватный собственник, готовый отдать свое здание близ центра Москвы под полную реконструкцию. Поэтому все расчеты начались с того момента, когда у нас появилось это здание.

Изначально мы посчитали, что нам потребуется около 110 млн руб. Потом мы, конечно, поняли, что просчитались: нам действительно пришлось полностью перестраивать здание, его укреплять, заново прокладывать все коммуникации. Выстраивать очень сложную систему вентиляции, пожаротушения и все необходимые системы безопасности. С учетом того, что мы зашли на стройку в ковид, а выходили уже в спецоперацию, мы, мягко говоря, немного не угадали с ценами на стройматериалы. Они росли как на дрожжах. По ходу работ мы увеличили смету до 180 млн руб., в итоге стоимость этого проекта составила более 200 млн руб. со всеми дальнейшими расходами на запуск, текстиль, расходные материалы, покупку оборудования, наем и обучение персонала, переделку парковки и обновление фасада здания. И, конечно, понадобились средства на операционное управление бизнесом.

Что касается окупаемости, сегодня мы фиксируем показатель примерно 60% в год, и это хороший результат, это то, что мы планировали. Наши следующие банные комплексы будут окупаться быстрее, потому что мы очень, очень многому научились. Думаю, что в целом за два года мы должны вернуть наши инвестиции, дальше проект будет работать в прибыль.

— Вы говорите, что возрождаете настоящую русскую банную традицию. Разве она была утеряна?

— Банная культура — это не завести человека в горячую комнату, поддать как можно больше пару да избить вениками. В начале 2000-х годов банная культура начала возрождаться, но в каком-то искаженном виде: возникло огромное количество финских саун, бань с кроватями, шестами, кожаными диванами, телевизорами, прожженными коврами, бильярдами и прочими нетрадиционными развлечениями. Скажу, что баня превратилась в публичный дом, место, где люди занимались чем угодно, но только не возрождали банную культуру.

Я никого в этом не виню, наверное, это было одним из трендов того времени. И только после 2015 года начали появляться настоящие бани — с правильными интерьерами, правильными парными, правильными печами с правильным паром, купелями с холодной и горячей водой, наконец, с правильными запахами. Начали использовать полки из пихты, можжевельника и дуба, веники — не только дубовые и березовые, но и сложные косматые веники, в которые вплетались травы и давали больше эффекта и аромата. Появились современные массажные кабинеты.

— Что нового можно в банном сегменте предложить русскому человеку сегодня? Расскажите о ваших программах.

— Здание в тысячу квадратных метров мы разделили на пять бань. У каждой из них своя эстетика и мифология.

Есть «Ольхон» — это шаманская баня, в которой все сделано из глины, нет острых углов, в ней огромная дровяная печь. Здесь применяются процедуры окуривания, используется редчайшее звуковое оформление — аутентичные бубны, другие музыкальные инструменты, которые используют шаманы.

В бане «Знахарь» все сосредоточено исключительно на оздоровлении. Мы изучили большое количество материала древних здравников, и здесь используется больше чем где бы то ни было трав, предлагаются различные процедуры по дыханию сборами, маслами. Также есть комната с парящей кроватью, кроватью-качелями, где можно подремать 1520 минут под аутентичные звуки гонгов и других уникальных инструментов.

Особенная баня — «Кочевник», в которой мы следуем алтайским традициям. Это парная с особенными процедурами парения, комнатой для массажа с травами и чаепитием с медом и вареньями.

Также у нас есть таежная баня. Она самая большая — на 12 человек, и в ней есть камин. Эта баня часто используется для корпоративов, деловых встреч, семейных сборов нескольких поколений.

Моя любимая баня — «Курная изба». Мы взяли за основу избу в сибирской деревне, такой «бабушкин дом». Она маленькая, с камином, маленькой парной, очень уютная, рассчитана буквально на два человека. И она с особым ароматом, особыми звуками и особой процедурой парения. Я всегда чувствую себя в ней, как будто бы я где-то в деревне.

И похвастаюсь: мы оснастили весь банный комплекс качественным звучанием.

— Чем отличается парение в Siberia от обычного посещения бани?

— Во-первых, конечно, это приватность. Под каждого гостя или его компанию на все время выделяется отдельная баня. С командой пармастеров, массажистов, официантов. Один сеанс длится четыре часа. Туда входит welcome-стол c медом, вареньями, сушками, чаем в самоваре. И четыре захода в парную: аромопарение, второе, более глубокое парение с заходом в ледяную купель (или холодный душ), догрев — третий заход, наконец, финальный пар. Между третьим и четвертым парением проводится массаж.

В стоимость включено все — текстиль, белье, косметика. С собой вообще ничего не нужно брать, все предусмотрено.

— Ресторан в центре Москвы — составляющая банного бизнеса или новый вектор развития?

— Когда мы создали банный комплекс Siberia и достигли желаемых результатов, то немного заскучали, захотелось опять сделать что-то новое. Так пришло решение создать ресторанный проект Manul, этнический ресторан сибирской кухни. Манул — это огромный дикий кот, который живет в лесах Сибири. Это будет большой дорогой ресторан на Охотном ряду прямо напротив Государственной думы, с настоящей сибирской кухней, разновидностями всякой дичи, строганиной, блюдами из дикого мяса, дикой рыбы, редкими настойками.

Мы заходим на ресторанный рынок все-таки уже подготовленные, с пониманием дела, не только чтобы людей вкусно накормить, но и правильно это преподнести.

— Кажется, многие обеспеченные россияне уехали из Москвы, ваша целевая аудитория здесь?

— Безусловно. мы потеряли какую-то часть наших клиентов после начала СВО, и у нас нет доступа к возможностям соцсетей в полной мере. Но мы сумели быстро переформатироваться и начали использовать другие инструменты. Я могу сказать, что наш банный комплекс оказался маловат для того количества людей, которые хотели бы ее посетить.

Сейчас, чтобы попасть в Siberia, особенно в выходные, нужно за две-три недели бронировать время. Уверен, если бы мы построили банный комплекс в два раза больше, мы бы его тоже загрузили.

— Планируете ли вы дальнейшую диверсификацию бизнеса? Вообще сейчас время заниматься новыми проектами?

— Откровенно скажу: нет идеального времени для того, чтобы создавать новые проекты. Абсолютно всегда будет что-то мешать. Я знаю, что у многих сейчас нет настроения и опускаются руки. Но нужно вынырнуть и ясно посмотреть по сторонам. Сейчас, когда рынки становятся хаотичными, есть возможность проявиться.

Мы планируем открыть банные комплексы в Санкт-Петербурге и Дубае. В них будет больше бань, будут другие форматы, внутри комплексов будут рестораны. Эти проекты более адаптированы под международную аудиторию. Мы будем позиционироваться как спа-комплекс славянских народов под брендом Siberia и собираемся производить свои продукты, в том числе аромасвечи, текстиль, чай, мед, варенья.

Конечно, я не знаю, сможем ли мы построить успешную сеть, но приложим к этому максимальные усилия и будем делать все, чтобы Siberia стала мировым брендом, который будет двигать нашу русскую банную культуру и делать людей чуть счастливее.

Узнать больше о банном отдыхе премиум-класса можно на сайте Siberia.

Реклама. ООО «Сибирский пар», erid: 4CQwVszH9pUiLDbZq7v