В 2018 году данные мониторинга Минфина России показали, что закупки в электронной форме осуществлялись на 81 электронной площадке, что, с одной стороны, обеспечивало высокий уровень конкуренции среди площадок, с другой — не способствовало процедурному единообразию, более-менее сопоставимой тарифной политике и уровню конкуренции участников на одну закупку — 1,64 заявки. Однако уже результаты первого полугодия 2019 года обнаружили смену отраслевой модели: сокращение общего числа площадок, на которых в выбранном периоде проводились торги, до 48 за счет региональных и кэптивных площадок. При этом, согласно 505-ФЗ, конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, проводились на восьми площадках, включенных в перечень, утвержденный правительством РФ.
Основная причина — цифровизация закупочной отрасли, которая привела к тренду на консолидацию вокруг лидирующих игроков. Перевод закупок с преференциями для субъектов МСП на восемь площадок для госзакупок обязал заказчиков именно там реализовывать 18% объема своих закупочных потребностей, что привело к потере целесообразности содержания собственных площадок и каннибализировало долю мелких региональных игроков. На деле доля таких закупок значительно больше в зависимости от заказчика и иногда составляет более 50% всего объема закупок компании с госучастием, как, к примеру, происходит у крупнейшего заказчика последних лет по 223-ФЗ — ОАО «РЖД». При этом анализ способов закупок показал положительное влияние цифровизации: увеличилась доля аукционов в электронной форме — 11,62% в первом полугодии 2019 года vs. 6,39% в первом полугодии 2018 года; также сократилась доля закупок у единственного поставщика с 34% в первом полугодии 2019 года vs. 46% в первом полугодии 2018 года.
Косвенным следствием цифровизации стала смена подхода заказчиков к выбору площадки. Накопление релевантного опыта работы с разными площадками повлекло за собой качественно иное поведение компаний, которые стали проявлять большую ответственность и избирательность в отношении выбора оператора ЭТП. Удобство единой точки входа, уровень развития высоких технологий и операционные возможности, гибкость и скорость в доработке функционала вслед за часто меняющимся законодательством — все это факторы сыграли в пользу сокращения количества площадок для размещения закупок. При этом выбор в пользу той или иной площадки стал проходить не по кэптивной, а по конкурентной схеме. Заказчики демонстрируют большую ответственность и избирательность в отношении выбора корпоративного оператора ЭТП. В частности, ОАО «РЖД», ПАО «Севералмаз», УК «Полюс» перевели свои закупочные процедуры с собственных площадок на федеральные. Если раньше выбор кэптивной схемы делался по причине простоты интеграции с внутренними системами заказчика и возможностью настраивать функционал под внутренние процессы компании, то развитие высоких технологий, готовность площадок к проведению доработок сегодня позволили перенести эти преимущества на внешние площадки.
Изменение модели поведения заказчиков, в свою очередь, повлекло смену позиций среди топ-3 электронных площадок. Итоги первого полугодия 2019 года показали, что лидирующую позицию по всем показателям с долей 28,95% по количеству лотов, 24,85% по сумме НМЦ и 35,24% по количеству работающих заказчиков занимает площадка «РТС-тендер». При этом за последний год два крупнейших корпоративных заказчика (ОАО «РЖД» и «Почта России») выбрали именно ее для размещения своих процедур, подтвердив тем самым то, что «РТС-тендер» — это площадка первого выбора для решения задач крупнейших заказчиков, благодаря ее утилитарности и наличию современных цифровых возможностей.
«Наша площадка уверенно идет по пути оказания высококачественных отраслевых услуг и клиентоориентированности. Мы давно на рынке и прекрасно чувствуем тренды, именно поэтому к моменту осознания своей потребности клиентом на нашей площадке он находит под нее уже готовое решение, и поэтому выбирает нас. По сути, все технические доработки, которые мы осуществляем, — это не просто корректировки, а полноценный кастомизированный модуль. Понятно, что доработки и развитие дополнительных сервисов площадки требуют инвестиций, они осуществляются полностью за наш счет. Весь рынок знает про наше флагманское решение — модуль исполнения контрактов (МИК), который используется на всех уровнях и дает возможность оцифровки полного цикла закупки, включая стадию исполнения контрактов. Наша аудитория — это не только заказчики, но и поставщики, для них мы также предлагаем набор цифровых сервисов. Отдельным блоком идет аналитика больших данных, ведь результаты анализа — это база для принятия в том числе управленческих решений. Уже сейчас результаты анализа доступны нашим клиентам бесплатно, в дальнейшем мы планируем продолжать развивать это направление», — пояснил первый заместитель генерального директора «РТС-тендер» Максим Сыромахо.
Курс на дальнейшую цифровизацию всех корпоративных закупок для исполнения национальных целей, скорее всего, увеличит расходы на обустройство инфраструктуры, что последовательно ускорит сокращение количества площадок, поскольку не все игроки выдержат подобную расходную нагрузку. Таким образом, количественное убавление ожидаемо приведет к дальнейшей качественной трансформации подхода в отношении модели выбора операторов ЭТП.