Исследование проводилось на продуктах компаний блока «Управление благосостоянием» (СК «Сбербанк страхование жизни», НПФ Сбербанка, «Сбер Управление Активами»).
При изучении данных аналитики опирались на классификацию, предложенную Pew Research Center:
- бумеры (1946–1964);
- поколение Х (1965–1980);
- поколение Y, или миллениалы (1981–1996);
- поколение Z, или зумеры (с 1997 года по настоящее время).
Зумеры инвестируют активнее всех
В 2021 году поколение зумеров стало активно инвестировать: объем вложенных средств в инвестиционные инструменты «Сбер Управление Активами» увеличился почти в восемь раз и достиг ₽7 млрд. Рост вложений в инструменты доверительного управления отмечается у представителей всех поколений, однако именно зумеры показали максимальную динамику. Так, вложения миллениалов и иксов выросли вдвое (до ₽25 млрд и ₽88 млрд соответственно), а бумеров — на 50% (₽124 млрд).
А вот количественно самый большой прирост инвесторов за год наблюдается среди миллениалов — в четыре раза. Число инвесторов-зумеров выросло за год втрое, иксов — на 60% и бумеров — на 30%. Наиболее активный рост инвесторов среди более молодых возрастных групп обусловлен тем, что в начале 2020 года инструменты доверительного управления (ПИФы, стратегии доверительного управления, ИИС) появились в «Сбербанк Онлайн».
Что касается наиболее популярных направлений для инвестиций, то некоторое предпочтение зумеры отдают облигациям (55%), при этом большинство для вложений в облигации используют ИИС с готовой стратегией. Акции выбирают 45% поколения Z. Предпочтения миллениалов в равной степени разделились между облигациями и акциями. При этом многие миллениалы предпочитают фонд смешанных инвестиций, который одновременно вкладывает и в акции, и в облигации. Представители иксов более консервативны: 60% предпочитают облигации, а еще 6% — стратегии с защитой капитала. Бумеры — самые прагматичные и консервативные инвесторы: 75% вкладывают облигации (причем 65% используют для этого ИИС с готовой стратегией), 13% инвестируют в фондовый рынок через стратегии с защитой капитала и только 12% вкладывают в акции.
Копить по-новому
В 2021 году зумеры продолжают выбирать альтернативные способы приумножения капитала: средняя сумма заключенных договоров инвестиционного страхования жизни от «Сбербанк страхование жизни» выросла на 30% — до ₽850 тыс. Миллениалы немного отстают по средней сумме (рост на 2,4% — до ₽817 тыс.). Чаще всего клиенты «Сбербанк страхование жизни» формируют капитал при помощи ИСЖ в течение пяти лет: так делают 71% иксов и 68% бумеров.
Программы накопительного страхования жизни для создания капитала чаще других выбирают иксы (доля заключенных ими договоров составляет 35%) и миллениалы (25%). Средняя сумма, которую хотят сформировать при помощи НСЖ клиенты «Сбербанк страхование жизни», составляет ₽1,2 млн. Зумеры желают накопить ₽623 тыс., миллениалы — ₽927 тыс., иксы — ₽1 млн, а бумеры — ₽1,2 млн.
Почти половина зумеров заключают договоры накопительного страхования жизни на пять лет (41%). В 2021 году чуть больше четверти миллениалов следуют аналогичной тактике (26%), еще 27% копят 6–10 лет. 41% представителей поколения X делают выбор в пользу более долгосрочных сберегательных стратегий — от 11 лет. Бумеры чаще всего формируют накопления в течение 6–10 лет: среди тех, кто заключает договоры накопительного страхования жизни на такой срок, 43% представителей этого поколения.
Хочешь мира — готовься к пенсии
Представители поколений по-разному видят свое будущее и выбирают различные стратегии, чтобы создать комфортную жизнь после завершения трудовой деятельности. В 2021 году поколение X сохраняет лидерство по числу заключенных договоров «СберНПФ». После пандемийного 2020 года о завтрашнем дне все больше начинают задумываться и миллениалы: они заключили почти на 3/4 больше договоров по индивидуальным пенсионным планам (ИПП). А зумеры и вовсе — в три раза больше.
Средний срок заключенных договоров для представителей поколения X составил 8–11 лет, для поколения Y — 22–24 года, Z — 35–36 лет. Самая большая общая сумма внесенных средств по всем договорам ИПП «СберНПФ» в премиальном сегменте — у бумеров (₽6,5 млрд). В массовом сегменте активнее других представители поколения X — ₽1,3 млрд.
В 2021 году клиенты всех возрастов стали чаще пополнять пенсионный счет. В среднем иксы и миллениалы делают это два раза в квартал, а зумеры — раз в три месяца.
ПАО «Сбербанк» — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов. Основным акционером ПАО «Сбербанк» является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс одна голосующая акция. Оставшимися 50% минус одна голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тыс. точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11 августа 2015 года. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт группы Сбербанк), www.sberbank.ru.
В 2020 году Сбербанк провел ребрендинг и предлагает частным и корпоративным клиентам финансовые и нефинансовые услуги банка и компаний группы Сбербанк. Экосистема «Сбер» сегодня — это множество сервисов для жизни, ежедневная помощь в решении насущных задач частных клиентов и бизнеса. Сайт экосистемы «Сбер» — www.sber.ru.