Мировое соглашение подтверждает выполнение «Яндексом» всех требований выданного ФАС России предупреждения от 20 февраля 2021 года и предусматривает дополнительные обязательства «Яндекса», направленные на сохранение конкуренции, в частности: обеспечение «Яндексом» полноценного доступа к технологии поисковика «Обогащенные ответы».
В состав коалиции, помимо «Авито», входят: IVI, «Дром», «Циан», «Профи», ЗУН, 2ГИС, «Туту.ру».
Виктор Топадзе, директор по юридическим вопросам и взаимодействию с органами власти компании «Авито»:
«По масштабу, сложности, числу вовлеченных в процесс участников, по итоговому результату — это беспрецедентный антимонопольный кейс для отечественной цифровой индустрии. Мы рады, что коалиции, благодаря позиции ФАС, удалось решить проблему в конструктивном ключе. Мы считаем, что интересы отрасли учтены, и рассчитываем, что это позволит всем интернет-сервисам развиваться в честной конкурентной среде, а пользователям с помощью обогащенного контента свободно выбирать любимые сервисы в поисковой выдаче «Яндекса». Этот кейс показывает, как важность регулирующего воздействия государства в отношении ключевых цифровых рынков, так и зрелость и способность ИТ-индустрии к самоорганизации и конструктивному решению системных проблем. В результате доступ к технологии «Обогащенных ответов» получат все заинтересованные участники отрасли, не только ИТ-лидеры. Мы рассчитываем на реальное партнерство между представителями отрасли и «Яндексом» и на добросовестное соблюдение им условий соглашения».
Максим Шаскольский, руководитель ФАС России:
«Цель ФАС России — защита конкуренции на рынке, создание недискриминационных условий деятельности для всех его участников. Мировое соглашение учитывает позицию каждой заинтересованной стороны. Этот документ также является подтверждением возможности саморегулирования цифровых рынков в России. Нам удалось не затягивать на годы судебное разбирательство, а совместными усилиями реализовать механизмы, позволяющие всем участникам рынка успешно развиваться».
При участии коалиции и ФАС «Яндекс» разработал набор внутренних процедур и политик, которые регламентируют недискриминационный доступ к технологии «Обогащенных ответов». Эти процедуры описывают порядок и сроки подключения независимых сервисов к «ОО», критерии, которым должен соответствовать партнер и его контент, процедуру разбора жалоб партнеров и аудит выполнения «Яндексом» согласованных процедур. Все договоренности зафиксированы «Яндексом» в соответствующих политиках и документах, которые публичны и доступны всем для ознакомления.
Новые правила начнут действовать с момента подписания мирового соглашения. Фактически изменения станут заметны через 1-2 месяца, которые потребуются для выполнения технических мероприятий по подключению «Авито» к формату «Обогащенных ответов».
«Авито» — самая популярная онлайн-платформа объявлений в России, согласно данным App Annie и Similar Web. 78% пользователей «Авито» составляет мобильная аудитория. Каждый день пользователи добавляют порядка 700 тыс. новых объявлений. Каждую секунду на «Авито» совершается шесть сделок. Ежемесячно на «Авито» взаимодействуют более 50 млн человек, а число размещенных объявлений превышает 83 млн. Сегодня с помощью сервиса можно разместить объявления в категориях: «Товары», «Авто», «Работа», «Услуги», «Недвижимость». «Авито» объединяет продавцов и покупателей как со стороны частных лиц, так и представителей малого и среднего бизнеса. Для удобного и безопасного заключения сделок в сервис интегрирована «Авито Доставка», которая позволяет пользователям осуществлять сделки по всей России: от Калининграда до Владивостока.