Подписанный акт подтверждает полное финансовое обеспечение инвестиционного проекта внебюджетным финансированием до завершения строительных работ. Концессионер представил подтверждение собственных инвестиций в размере 2,8 млрд руб. и подписанные кредитные договоры на сумму 54,4 млрд руб.
Планомерная работа по привлечению инвестиций в проект велась на протяжении трех лет. В конце 2020 года АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» подписало кредитный договор с синдикатом банков во главе с ПАО Сбербанк. На тот момент это позволило получать банковские гарантии и краткосрочные кредиты, однако, в связи с ростом стоимости строительных материалов в 2021 году, получение основного кредита — старшего долга — оказалось невозможным.
Правительство Самарской области, руководство строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» и федеральные структуры детально анализировали различные сценарии финансирования проекта. В 2022 году ситуация осложнилась из-за резкого роста ключевой ставки Банка России. В сложившейся ситуации, помимо источников компенсации удорожания строительства, концессионер вынужден был искать варианты льготного кредитования.
Правительственная комиссия по региональному развитию приняла решение о частичном финансировании проекта за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита на сумму 9,1 млрд руб. 15 июня 2021 года. Позднее комиссия одобрила заявку концессионера о выделении займа проекту с использованием механизма инфраструктурных облигаций на сумму 24,2 млрд руб. по ставке 4,5%. Параллельно были подписаны кредитные договоры с банком «Дом.РФ» и Евразийским банком развития, что полностью закрыло потребности во внебюджетном финансировании проекта.
За время поиска оптимального варианта финансирования стройка обхода Тольятти несколько раз была на грани остановки, однако, несмотря на неопределенность с финансированием, подрядчики — АО «ДСК «Автобан» и АО «Дороги и Мосты» — не ушли с объекта.
По состоянию на начало октября техническая готовность объекта превышает 60%, ввод в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2024 года. Строительные работы продолжаются круглосуточно и ежедневно. Сейчас на объекте трудятся 2900 человек, 656 единиц дорожно-строительной техники и 74 единицы плавсредств. Мостостроители ведут работы на всех 39 искусственных сооружениях, предусмотренных проектом, а путепровод на развязке Тольятти — Ягодное уже сдан в эксплуатацию.
Инвестиционный проект «Обход Тольятти» реализуется в рамках концессионного соглашения, заключенного в конце 2019 года. Концедентом проекта выступила Самарская область, концессионером — «Концессионная компания «Обход Тольятти».
«Международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай», частью которого является обход Тольятти, — самый амбициозный проект развития российской транспортной инфраструктуры, — комментирует генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексей Андреев. — Прямое соединение двух крупнейших экономик Евразии — Китая и Западной Европы — включает Россию в один из самых влиятельных мировых транспортных коридоров. Ранее мы успешно реализовали ЦКАД-3 и на год раньше открыли движение на ЦКАД-4, поэтому уверен, что инвестиционный проект «Обход Тольятти» также будет выполнен с безупречным качеством и в срок».