Сессия состоялась сегодня в рамках Петербургского международного экономического форума. Архангельскую область представил глава региона Александр Цыбульский.
Среди главных акцентов, которые были обозначены, — ведущая роль туризма как мультипликатора рабочих мест, его значение для роста предпринимательской и инвестиционной активности, повышения уровня качества жизни населения, расширения международного сотрудничества.
В частности, было отмечено: туристский сектор России сохраняет значительный потенциал и возможности для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики страны и регионов, а увеличение поездок в России способно не только стимулировать рост экономики страны, но и обеспечить ее социально-культурное развитие и динамичное устойчивое продвижение.
В своем выступлении губернатор Архангельской области Александр Цыбульский также отметил, что вклад туризма в устойчивое развитие регионов возрастает.
«Сегодня мы находимся в очень важной, может быть, даже поворотной точке развития этой отрасли, — считает глава региона. — Туризм, наконец, признан частью экономики, и Министерство экономического развития координирует деятельность этой важнейшей отрасли. Некоторые страны до 40 процентов ВВП формируют за счет туристических услуг и туристических продуктов».
Второй, не менее важной составляющей развития туризма, по мнению Александра Цыбульского, является ориентация на внутренний туризм.
«В течение 30 лет, после снятия ограничений на выезд, которые были в Советском Союзе, путешественники получали эмоции за счет выезда в другие страны — познавания новой культуры, архитектуры, новых мест и так далее. И забыли, как получать эмоции от нашей страны, — отметил он. — Например, в Архангельской области есть уникальное в мировом масштабе место — Соловки. Но если спросить жителей региона, уверен, выяснится, что большинство никогда в жизни там не были. Поэтому считаю, что сейчас наступает эпоха нового открытия Родины в части туризма».
По мнению главы региона, чтобы это открытие было успешным, необходимы три составляющих — развитая инфраструктура, качественный туристический продукт и информированность. По всем направлениям работа в Архангельской области сейчас активизируется.
Яркий пример — Сольвычегодск. В 2023 году он является столицей проекта «Серебряное ожерелье России». Этот статус дал импульс развитию инфраструктуры города: благоустроены общественные территории, разработан дизайн-код города, ведется модернизация санаторно-курортного комплекса, который в эти дни отмечает 100 лет со дня создания, запланированы ремонт улично-дорожной сети и открытие объектов общественного питания.
«Это небольшой, но исторически значимый город — отсюда на освоение Сибири и Дальнего Востока отправилась экспедиция Ермака, здесь сохранились уникальные памятники строгановского барокко. Кроме того, Сольвычегодск по праву называют северной Мацестой — там есть сероводород, уникальные грязи и минеральные воды. Это, по сути, русские Карловы Вары. И наша задача — развить такие места, в том числе и в части туризма, дарить людям там эмоции», — считает Александр Цыбульский.
Участия государства, по мнению главы региона, требует и еще одно важнейшее направление — туризм на природных территориях с особым статусом, в том числе в национальных парках.
«В Архангельской области три уникальных нацпарка — «Кенозерский», «Русская Арктика» и «Онежское Поморье». И я считаю, что мы должны определиться на государственном уровне, какая стратегия должна быть по развитию этих территорий, — пояснил Александр Цыбульский. — Судя по мировому опыту, национальные парки приносят огромный доход государствам. И, конечно, если мы на таких территориях будем грамотно развивать инфраструктуру, то не только не увеличим, а скорее, снизим антропогенную нагрузку на них, а людей, которые увидят эти красоты, станет гораздо больше».
Но без участия бизнеса развивать эти территории непросто. Как, впрочем, и бизнесу в реализации проектов в отрасли туризма требуется поддержка государства.
«Не соглашусь с утверждением коллег, считающих, что бизнес сам знает, в какие проекты входить, и государство не должно в это вмешиваться. С учетом того, что у нас большая страна с очень дифференцированной территорией, с разным количеством населения, стратегия развития туристических мест и турмаршрутов должна быть принята на государственном уровне, — высказал свою позицию Александр Цыбульский. — Это должна быть госпрограмма с четкими планами, сроками и преимуществами для бизнеса, которые позволят снизить издержки на развитие за счет предоставления льготных режимов и так далее».