Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Студенты быстрого реагирования

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Чтобы сохранять востребованность на рынке труда, даже самых престижных дипломов вскоре будет недостаточно. Учиться придется всю жизнь, будучи готовым неоднократно менять сферу деятельности.

Выступая 8 сентября на Московском финансовом форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев предупредил, что развитие цифровой экономики и технологическая трансформация могут не только привести к взрывному росту производительности, но и убить целые профессии. Медведев призвал готовиться к новым вызовам в сфере занятости, добавив: «Критически важна готовность к новым вызовам таких ключевых госинститутов, как система образования, здравоохранения, социальной помощи, поддержки занятости». Системе образования первой предстоит адаптироваться к меняющимся запросам рынка труда.

Бунт машин

На рынке труда два выраженных тренда, связанных с развитием информационных технологий. Первый из них — замена работников-людей роботами и системами искусственного интеллекта. «Компании берут курс на тотальную автоматизацию труда — и в офисе, и на производстве, — говорит Андрей Веселов, основатель консалтинговой компании B2B basis. — Все большее количество людей умственного труда будут терять работу». Автоматизация, которая, захватив сферу производства, постепенно проникает в офис, оставит без работы многих. К примеру, Сбербанк, по данным Bloomberg, в течение нынешнего года собирается сократить около 26 тыс. сотрудников, или 8% своего штата: их функции теперь выполняют внедренные банком интернет-сервисы. Глава банка Герман Греф неоднократно заявлял о влиянии диджитализации бизнеса на кадровую политику компании: в частности, в июне в Екатеринбурге он заявил о грядущем сокращении в три раза полуторатысячного штата бухгалтеров.

Однако есть и обратная тенденция: появление новых профессий, связанных с диджитализацией бизнеса. Основательница Futures Initiative в Городском университете Нью-Йорка Кэти Дэвидсон полагает, что порядка 65% нынешних школьников будут работать по специальностям, которые в наше время еще не существуют. Например, чем не профессия — «архитектор живых систем». Или «экопроповедник».

Учеба длиной в жизнь

Нет сомнений, что система образования будет меняться в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. «Главный вызов системе образования — ответить на вопрос, за что именно будут платить люди, которые пришли его получать: за уникальные знания, за проверку своего уровня, за индивидуализацию и обучение с учетом своих потребностей, за вхождение в сообщество, за доступ к обновляемому ресурсу или за сертификацию. Сертификат как таковой станет наименее ценным из перечисленного», — говорит генеральный директор бизнес-школы MasterBrand Мария Хохлова.

Рассуждая о том, как изменится образование в ближайшие годы, эксперты выделяют несколько главных трендов. Важнейший из них — на смену единовременному образованию приходит lifelong learning, обучение в течение всей жизни. «Традиционный формат бизнес-образования — получил MBA, и ты молодец — исчезает, — уверена Мария Хохлова. — Цифровые технологии трансформируют бизнес-процессы, способы продаж, коммуникацию, методы менеджмента. Чтобы быть впереди, необходимо оценивать и внедрять новые модели маркетинга, дистрибуции, управления. Если человек не обновляет в течение трудовой жизни свою квалификацию, то, соответственно, он теряет свой производительный потенциал».

Она советует посмотреть список книг, который Греф рекомендует своим менеджерам: «Это очень интенсивное и действительно постоянное обучение. Поэтому вызов бизнес-образованию — быть актуальным, давать знания и навыки в новых, постоянно развивающихся направлениях».

Согласно цифрам, опубликованным в 2016 году американским Pew Research Center, три четверти (74%) жителей США в течение года занимались повышением своей квалификации хотя бы одним доступным способом — курсы при вузах, онлайн-образование, услуги тьюторов и т.п. Интересно, что 27% из тех, кто стремился повысить свою квалификацию, в итоге пришли к мысли, что им пора менять работу или даже учиться новой профессии.

В поисках старшего товарища

Другой тренд связан с изменениями в психологии самих студентов, получающих бизнес-образование. Модель, когда студент сначала получает бизнес-образование, а затем поступает на работу в компанию или пытается открыть свое дело, устарела: повышать свою квалификацию в различных бизнес-дисциплинах все чаще приходят те, кто уже давно работает.

Включенность нынешних студентов в реальный бизнес куда выше, чем раньше, и они не могут позволить себе тратить годы на обучение в вузах. «В условиях быстрых изменений, в которых сегодня находятся почти все сферы жизни, теория и практика не могут усваиваться поэтапно, а должны комбинироваться в рамках общего процесса, особенно в сфере бизнеса. Одним из универсальных инструментов реализации подобного сценария является менторство», — говорит Олег Мансуров, руководитель программы развития предпринимательской деятельности «Преактум».

Согласно данным, опубликованным в 2015 году международной консалтинговой компанией Deloitte, менторство превращается в наиболее эффективный рычаг повышения лояльности к своей компании сотрудников-миллениалов: приверженность представителей этого поколения компаниям, в которых они работают, оказывается в два с лишним раза сильнее, если у них есть в компании ментор. Опытный товарищ обучает без отрыва от работы. «Практика становится для обучаемого первостепенной, а все теоретические вопросы отдаются на откуп более опытного коллеги, который может делиться своими знаниями в нужное время и в нужных пропорциях», — объясняет Олег Мансуров.

Главное отличие образования будущего от того, которое доступно сейчас, в том, что оно будет делать фокус не на получении конкретных знаний по той или иной специальности, а на улучшении самой способности человека к учебе. Знаний как таковых окажется мало — сотрудник должен будет уметь быстро адаптироваться к изменениям спроса на рынке труда.

Уход в онлайн

Необходимость учиться без отрыва от работы закономерно приводит к росту востребованности онлайн-образования. Согласно опубликованному в 2016 году американской исследовательской компанией Babson Survey Research Group отчету «Состояние онлайн-образования в США», более четверти американских студентов проходят хотя бы один онлайн-курс.

Дистанционное обучение — это доступ к образовательным ресурсам ведущих университетов и бизнес-школ. Можно пройти любой курс MIT, Оксфорда, ведущей бизнес-школы любой страны мира. Это повышает конкуренцию в сфере бизнес-образования, оказывает положительное влияние на уровень обучения: ведь вузам и образовательным платформам приходится конкурировать не с двумя-тремя конкурентами, предоставляющими услуги в том же городе, а с ведущими программами по всему миру.

Лишая вузы монополии на образовательную деятельность, программы дистанционного обучения создают условия жесткой конкуренции, в которой поставщики образовательных услуг будут стремиться предлагать наиболее современные знания. Показательно, что даже в университетской среде критики по отношению к онлайн-образованию поубавилось: если в 2015 году 70,8% преподавателей вузов США не считали эту новую форму обучения самодостаточной и дающей полноценные знания, то всего год спустя их число снизилось более чем на 7%.

Пока на мировом рынке образовательных услуг онлайн-образование занимает менее 3%, но этот сегмент демонстрирует наивысший рост. «Кажется, что это мало, но давайте смотреть динамику, а не абсолютные показатели, — говорит руководитель онлайн-университета «Нетология» Алексей Полехин. — Мне кажется, это более правильный подход к оценке столь молодой, но динамично развивающейся отрасли». Полехин приводит в пример число выпускников курсов «Нетологии», которое в 2016 году выросло в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом.

В России онлайн-курсы предлагают уже несколько крупных онлайн-платформ — Uniweb, «Универсариум», «Нетология», Интернет-школа НИУ ВШЭ, Онлайн-МФТИ, но востребованность новой формы образования пока ниже, чем на Западе. «Доверие к онлайн-обучению в России примерно в 5–10 раз меньше, чем за рубежом», — говорит Андрей Веселов. По его словам, наибольший прирост в сегменте онлайн-обучения будет происходить за счет регионов, в основном в городах с населением меньше 500 тыс. жителей, так как в более крупных городах есть возможность пройти офлайн-обучение.

Рыночный расклад «Высококвалифицированных специалистов тоже необходимо оценивать»
Скачать Содержание
Закрыть