Решения , Весь мир ,  
0 

Равнение на финнов

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Гольф в России набирает все большую популярность. Увеличивается количество играющих и число клубов, в том числе предназначенных не только для супербогачей. Но для того, чтобы превратиться в полноценную индустрию, отечественному гольфу по-прежнему многого недостает.

По данным Ассоциации гольфа России, сегодня в стране насчитывается 4,5 тыс. игроков и 16 профессиональных полей. Для сравнения: всего в СНГ работают 28 полей, на которых тренируются 6,3 тыс. игроков. «В Подмосковье расположено несколько гольф-клубов, которые соответствуют международному уровню и в которых регулярно проводятся многочисленные, в том числе очень статусные, международные турниры», — рассказывает Тимур Сайфутдинов, генеральный директор агентства недвижимости Point Estate. Гольф пришел в нашу страну еще в 1987-м, когда на улице Довженко открыли Московский городской гольф-клуб. Ветераны движения помнят, как идеолог проекта, известный шведский хоккеист Свен «Тумба» Юханссон, пригласил туда суперзвезд спорта Пеле и Майка Тайсона, дабы те сделали первые символические удары по мячу на советской земле. На земле — в прямом смысле слова, ведь никаких лужаек в районе «Мосфильма» тогда еще не было. Поле этого клуба до сих пор является усеченным — там всего девять лунок.

Первое профессиональное 18-луночное гольф-поле в московском регионе появилось в Нахабино в 1994 году, в загородном комплексе Le Meridien Country Club (сейчас «Москоу Кантри Клаб»). По словам Ирины Доброхотовой, председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», к началу 2000-х годов гольф начал распространяться и в регионах России: поля для этой игры есть в Казани, Ростове-на-Дону и даже в Красноярске. Сейчас в стране не меньше двух десятков клубов, однако в основном они сосредоточены вокруг Москвы. «Ограничивает развитие гольфа в регионах высокая стоимость строительства инфраструктуры — минимум €1,5–3 млн за поле», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин.

Даже в московском регионе новые клубы открываются медленно. «В 2011 году, по данным Ernst & Young, было анонсировано строительство 10 новых гольф-клубов в московском регионе. Из них, насколько мне известно, открылись лишь четыре: гольф-клуб «Сколково», Forest Hills, Сорочаны и Акатово», — приводит пример Ирина Доброхотова.

«Гольф даже как вид спорта в России еще в основном в стадии стартапа. С точки зрения бизнеса это скорее любовь. Здесь ключевые факторы — популяризация и спортивные успехи. Потому что стратегически только девелоперской составляющей в отсутствие сильной спортивной в успешный бизнес гольф не превратить», — считает директор Ассоциации гольфа России Александр Кочетков.

Сейчас под эгидой Ассоциации гольфа России набирают обороты перспективные проекты: юниорский гольф позволит воспитать команду, которая будет успешно выступать на международных соревнованиях, а школьный нацелен на популяризацию гольфа и вовлечение в спорт и отрасль новых участников, рассказывает Кочетков. По его словам, на базе как минимум десятка полей постоянно проводятся серьезные турниры, формируются сообщества гольфистов, развивается гольф-культура, проходят обучение и тренировки.

Сегодня необходимо вовлечь и удержать каждого пришедшего в гольф или на гольф

«Чтобы создать полноценную гольф-индустрию, России предстоит пройти еще долгий путь, — соглашается Марат Богатырев, генеральный директор гольф-клуба «Сколково», самого передового в России на сегодня. — Значимая часть этого пути должна быть связана с пропагандой гольфа среди молодежи. Заинтересовав молодое поколение, мы на выходе рано или поздно получим массовость».

По словам экспертов, развитию гольф-индустрии не сможет помешать даже короткий сезон. «Таким странам с «коротким сезоном», как Финляндия, Швеция, Канада, их географическое положение не мешает успешно развивать гольф», — говорит Александр Кочетков. По его словам, в этих странах сотни полей и сотни тысяч гольфистов. Серьезной проблемой при строительстве современных гольф-комплексов, считает Марат Богатырев, является необходимость закупки импортных комплектующих и оборудования за валюту. Экономический кризис не время для масштабных инвестиций в гольф-инфраструктуру. Есть проблемы и на законодательном уровне.

«Взять хотя бы Земельный кодекс. Нам приходится платить около миллиона долларов в качестве земельного налога. Это весьма обременительно для нашего проекта. Мы, конечно, могли бы оформить эту землю как спортивный объект, но тогда автоматически попадаем под ряд иных ограничений, которые будут тормозить наш бизнес. Было бы здорово придумать какой-то выход для проектов, подобных нашему, это дало бы значимый импульс развитию инфраструктуры для гольфа в стране», — говорит Марат Богатырев.
 

Инновации Золотая миля 
российского гольфа
Скачать Содержание
Закрыть