Решения , Весь мир ,  
0 

Стратегический ресурс

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Нефтяники делают ставку на финансовый результат.

Правительство приняло решение не повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за счет изменения формулы его расчета, согласившись с позицией нефтяников. Таким образом, отрасль избавилась от перспективы получить дополнительную фискальную нагрузку 600 млрд руб. в год, что привело бы к падению добычи. Между тем согласно проекту «Энергетической стратегии России на период до 2035 года» этот показатель должен держаться на уровне 2014 года — 525 млн т в год. Нефтяники делают ставку на новый налог: они хотят заменить НДПИ налогом на финансовый результат (НФР).

Опасные маневры

Накануне очередного заседания общественного совета Минэнерго по подготовке «Энергостратегии…» нефтяники получили неприятный сюрприз. Президент Владимир Путин попросил кабинет министров «проработать вопрос о направлении в бюджет дополнительных доходов, получаемых нашими экспортерами в результате девальвации рубля». Речь шла о предложении Минфина изменить формулу расчета НДПИ на нефть, несмотря на то что 1 января 2015 года в силу вступил налоговый маневр, предполагающий, с одной стороны, поэтапное снижение экспортной пошлины и акцизов, с другой — постепенное увеличение НДПИ. Для сбалансирования бюджета финансовое ведомство предложило либо повысить НДПИ, скорректировав формулу, либо не снижать пошлины в 2016 году.

В ответ нефтяники написали коллективное письмо президенту, в котором назвали такую меру недопустимой. Их обращение поддержали члены общественного совета Минэнерго во главе с Германом Грефом; поставил свою подпись и министр энергетики Александр Новак. Министр сослался на то, что проект «Энергостратегии…» не предусматривает повышения налоговой нагрузки в данный момент. «Когда принимался большой налоговый маневр в прошлом году, мы все с вами договаривались о том, что по истечении налогового маневра в течение трех лет действующее налоговое законодательство не будет меняться в течение как минимум пяти лет», — сказал Новак в ходе заседания общественного совета министерства. Иными словами, требования налогового законодательства в отношении нефтяников должны были оставаться неизменными достаточно долгое время.

Александр Новак также дал понять, что повышение налоговой нагрузки на отрасль отрицательно скажется на всех субъектах хозяйственной деятельности. По его оценке, повышение НДПИ на 1 тыс. руб. может привести к росту цен на бензин примерно на 1 руб. за литр.

Генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков, в свою очередь, привел расчеты, которые свидетельствуют, что в результате повышения НДПИ добыча нефти за три года снизится на 100 млн т (по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, в 2014 году добыча нефти и газового конденсата в России составила 526,75 млн т). Дюков также отметил, что дополнительная фискальная нагрузка на нефтяников и сокращение инвестиций могут cерьезно сказаться и на смежных отраслях, в частности на сервисных и IT-компаниях.

Нефтяников поддержали в Минэкономразвития, Минприроды, а также курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович. По его мнению, «предлагаемое Минфином увеличение НДПИ на нефть путем сокращения необлагаемого минимума разрушительно отразится на всей нефтяной ветви».

Аргументация представителей отрасли и тех, кто ее поддерживает, оказалась убедительной. 28 сентября стало известно, что премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение не проводить корректировку налога на добычу полезных ископаемых. Тем не менее, по данным Московской биржи, за несколько дней совокупная рыночная капитализация нефтегазовых компаний («Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Башнефти» и «Татнефти») снизилась на 593 млрд руб. И это падение российская нефтянка не отыграла.

Целевое назначение

Минэнерго в проекте «Энергостратегии…» делает ставку на НФР — это налог на продажу нефти за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя. Предлагается установить его в размере 60%. По словам Александра Новака, преимущество НФР в том, что он не затрагивает добычу нефти, которая в этом случае может быть рентабельной при любых ценах на ресурс. В настоящее время законопроект о введении НФР проходит экспертизу в регионах, в конце октября документ вернется на рассмотрение в Госдуму. Его авторы предполагают, что НФР в итоге заменит НДПИ, но предварительно изменение налогообложения должно быть протестировано на 16 пилотных проектах. Налоговая база НДПИ — это стоимость добытых ресурсов, в 2015 году с каждой добытой тонны взимается 530 руб. Замена НДПИ на НФР учтена в одном из сценариев «Энергостратегии…».

При ее разработке учитывалось влияние санкций США и ЕС в отношении банковского и энергетического секторов России, а также снижение среднегодовых цен на нефть. Период ее реализации разделен на два этапа: первый этап — ориентировочно до 2020 года (с возможной пролонгацией до 2022 года), второй — с 2021 по 2035 год. Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития ТЭКа заготовлены два сценария прогноза: консервативный и целевой. В качестве базового года выбран 2014 год, прогнозные расчеты выполнялись на модельно-информационном комплексе SCANER Института энергетических исследований РАН.

Стратегический ресурс
В консервативном сценарии приняты основные параметры базового варианта прогноза Минэкономразвития, на их основе определен спрос на основные виды топлива и энергии, учтены также прогнозы развития экономики федеральных округов по основным видам деятельности. Этот сценарий допускает снижение среднегодовых цен нефти Urals до $55 за баррель в 2015 году и их возвращение в течение пяти лет к $80 за баррель. В него заложен рост цен до $95–105 за баррель к 2035 году. Рост российской экономики ожидается в умеренных темпах — в среднем на 1,9% ежегодно.

Целевой сценарий предполагает максимально полное использование потенциала энергетического сектора для ускорения роста экономики и повышения уровня жизни населения, что базируется на относительно оптимистичном прогнозе мирового спроса и мировых цен на энергоресурсы.

Стратегический ресурс
Хотя оба сценария рассчитаны исходя из прогноза цен на нефть с разницей всего в $5, целевые показатели существенно разнятся. Так, при развитии целевого сценария планируется, что добыча нефти в России останется на текущем уровне — в объеме 525 млн т, при консервативном она снизится до 476 млн т в год. Экспорт нефти при целевом сценарии должен составить 276 млн т в год, при консервативном — 242 млн т.

При этом Минэнерго делает ставку на увеличение экспорта российских углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Так, экспорт нефти в АТР планируется увеличить вдвое, до 110 млн т, а ежегодные поставки газа — в 8–9 раз, с 14 млрд до 128 млрд куб. м.

В ходе обсуждения проекта «Энергостратегии...» некоторые члены общественного совета при Минэнерго сочли заложенные в него прогнозы относительно цен на нефть излишне оптимистичными. В частности, Андрей Абрамов, управляющий партнер фонда стратегического развития энергетики «Форсайт», предложил Минэнерго создать стресс-сценарий, подразумевающий более низкие цены на нефть в относительно близкой перспективе — порядка $40 за баррель. Однако Александр Новак был против этого, отметив, что цены на нефть предугадать невозможно. «Мы в них никогда не попадем», — сказал министр.

«При любых ценах, какие бы ни были, нужно учитывать курс рубля. Если мы перейдем на налог на финансовый результат, у нас будет рентабельность при любой цене, если цена на нефть не будет ниже $15–10 [за баррель]. Поэтому это не важно на сегодняшний день. Важны те вещи, которые заложены в целевом сценарии. Поэтому мы стремимся именно к нему, его предлагаем в качестве главного сценария стратегии», — отметил Новак на заседании общественного совета.

По словам министра, таким образом будут созданы стимулы для сохранения объемов инвестиций. А это, в свою очередь, позволит создавать кластеры по переработке российских углеводородов внутри страны и отправке их на экспорт.

Стратегический ресурс
Идею диверсификации экспорта поддерживает и председатель общественного совета Минэнерго Герман Греф. По его мнению, диверсификация российской экономики должна проходить за счет развития экспортного потенциала страны и переработки энергоресурсов, другого пути искать не следует. «Как мы собираемся делать диверсификацию экономики — начнем производить бананы?» — такой вопрос задал Греф в ходе заседания общественного совета при Минэнерго. Россия многие годы лидирует в мире по производству энергоресурсов, обладает их большими запасами, поэтому «надо начинать перерабатывать дальше, развивать все сопутствующие с этим сервисы и на этом делать диверсификацию», считает глава совета.

2 октября стало известно, что проект обновленной «Энергетической стратегии России на период до 2035 года» внесен на рассмотрение правительства.

Решения Cтавка на труд
Скачать Содержание
Закрыть