Минэнергетики прогнозирует пятикратный рост производства сжиженного природного газа (CПГ) в России к 2035 году в объеме 74 млрд куб. м в год. Предполагается, что основными рынками сбыта станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако достижение таких показателей будет зависеть от мировой финансовой конъюнктуры, поскольку сегодня спрос на энергоносители падает, а перспективы строящихся проектов СПГ в России неясны.
Азиатский фактор
В прошлом году мировая энергоиндустрия отметила 50-летнюю годовщину запуска первого завода по производству сжиженного природного газа. Пионером в этой области стал Алжир. По данным аудиторской компании E&Y, к 2025 году существующие мощности СПГ (не менее 300 млн т в год) могут увеличиться вдвое. «Даже при относительно стабильном росте спроса такое положение дел означает ужесточение конкуренции поставщиков, рост затрат на развитие производства и снижение цен на природный газ», — считают эксперты E&Y. По данным исследования GlobalLNG, проведенного Deutsche Bank Markets Research, еще пару лет назад суммарный мировой спрос на природный газ рос на 2,7% ежегодно. В то же время мировой спрос на СПГ увеличивался на 7,6% в год, то есть почти в три раза быстрее. Доля СПГ в структуре международной торговли природным газом будет расти, к 2040 году, по прогнозам экспертов, она достигнет 48%. Для сравнения: в 2012 году этот показатель составлял 43%. Мировые поставки СПГ к 2035 году возрастут на 1,4 млрд куб. м топлива в сутки.
В это же время Европа неуклонно идет по пути снижения потребления углеводородов и обретения максимально возможной энергетической независимости за счет диверсификации источников поставок и развития возобновляемой энергетики.
На сегодняшний день Азия является основным направлением поставок cжиженного природного газа, ее доля в мировом спросе на это топливо превышает 70%. К 2035 году Китай станет вторым крупнейшим импортером СПГ (0,34 млрд куб. м в сутки), уступая лишь Японии (0,37 млрд куб. м в сутки). Доля Европы в глобальном импорте СПГ возрастет до 19% к 2035 году, обеспечив спрос на 0,28 млрд куб. м газа в сутки.
По данным E&Y, последний пятилетний план по газификации китайской экономики подразумевает рост доли газа в общем объеме производства энергии примерно с 4% в 2010 году до 8% в 2015-м с долгосрочной целью достичь 10-процентной доли к 2020 году. Аналитики JP Morgan отмечают, что и после 2020 года потенциальный спрос на газ в Китае останется значительным, с учетом того что угольный рынок страны в семь раз превышает размеры мирового рынка СПГ. Именно эти факторы стали основополагающими при разработке «Энергетической стратегии развития России до 2035 года» в части развития производства СПГ и его экспорта в страны АТР.
Дорогая логистика
На сегодняшний день доля России на мировом рынке сжиженного природного газа составляет менее 5%. «Энергостратегия...» предусматривает ее увеличение до 12% от общего объема мирового рынка. Чтобы достичь такого показателя, нужно увеличить производство СПГ по меньшей мере в пять раз, с 14 млрд до 74 млрд куб. м в год (примерно 53 млн т СПГ). Мировым лидером на рынке СПГ является Катар. По словам аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, экспорт СПГ из Катара составляет около 106 млрд куб. м в год (76,6 млн т СПГ).
Несмотря на амбициозность российских планов, в настоящее время поставки СПГ на мировой рынок падают. По данным ЦДУ ТЭК, экспорт СПГ с завода «Сахалин-2» в 2014 году снизился на 1,1%, а за первое полугодие 2015-го — на 0,4%. Основное направление экспорта сжиженного газа «Сахалина-2» — страны АТР, прежде всего Япония, Корея и Тайвань. «Тенденция к снижению экспортных показателей по газу сохранится в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — считает руководитель группы мониторинга газовой промышленности ЦДУ ТЭК Анастасия Артамонова.
Однако эксперты отмечают, что достижение показателей по экспорту СПГ, заявленных в «Энергостратегии…», будет зависеть от мировой финансовой конъюнктуры, поскольку, несмотря на перспективность этого бизнеса, будущее строящихся проектов СПГ в России пока нельзя назвать определенным. Как отметил, выступая на конференции Creon «СПГ 2015», генеральный директор ГК «Сервис ВМФ» Сергей Миславский, на сегодняшний день отложенные позиции имеют такие проекты, как «Штокман СПГ», «Владивосток СПГ», «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ». Главное препятствие для их реализации — конкурентная борьба внутри страны за либерализацию экспорта не только СПГ, но и всего природного газа.
По словам Миславского, сроки начала поставок СПГ со Штокмана сдвинуты с 2014 на 2017 год, «Владивосток СПГ» летом 2015 года признан неприоритетным для реализации в ближайшее время.
При этом, как подчеркнул Сергей Миславский, хотя в рамках проекта «Ямал СПГ» уже начато строительство терминала на базе порта Сабетта и завода СПГ (на сегодняшний момент степень готовности завода составляет 45%), по-прежнему вызывает опасения его логистика. Даже при невысокой себестоимости СПГ она значительно увеличит стоимость для потребителей в связи с высоким уровнем цен на фрахт танкеров. Кроме того, подчеркнул эксперт, с 2009 года в России не реализуется программа по строительству танкеров СПГ: они по-прежнему под различными предлогами заказываются в основном в Южной Корее.
По словам Андрея Полищука из Райффайзенбанка, России с учетом мировой политической и экономической конъюнктуры необходимо занять долю рынка СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это позволит хеджировать риски от снижения зависимости стран Европы от российских энергоресурсов, а также стать мобильнее в поставках российских углеводородов на международные рынки вне зависимости от трубопроводной инфраструктуры. Рост производства СПГ в России и его экспорта, считает Андрей Полищук, будет возможен при особом внимании правительства к импортозамещению и локализации производства газовозов. Однако о методах достижения заявленных целей станет известно после рассмотрения генеральной схемы развития газовой отрасли в рамках «Энергетической стратегии развития России до 2035 года». Пока Минэнергетики планирует вынести генеральную схему развития газовой отрасли на президентскую комиссию по ТЭК, которая должна состояться до конца 2015 года. Об этом недавно заявил журналистам заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.