Спасибо девальвации
Компания «БэмбиЦентр» занимается оптовыми поставками одежды для детей до семи лет — ее создатели решили продвигать в России качественную украинскую продукцию. «Случайно познакомились с владельцами одной из крупнейших фабрик Украины по пошиву одежды: на Украине их продукция хорошо продавалась, а в России тогда они не присутствовали, — рассказывает собственник компании Сергей Гвоздовский. — В 2007 году мы с партнером открыли представительство этой фабрики в России, а в 2012-м уже начали выпускать собственную одежду под маркой Goldy. У нас было две производственные базы: одна на Украине, другая в Белоруссии». Кроме того, компания занималась дистрибуцией около десяти других торговых марок — из Польши, Турции, Украины, Белоруссии и других стран Европы.
В марте 2015 года украинские партнеры отделились, «БэмбиЦентр» превратился в Goldy Group и стал работать самостоятельно, опираясь на фабрику в Бресте. Перезапустили производство, его качество сыграло решающую роль. «Белоруссия предоставляет хорошие возможности как в плане профессионализма сотрудников, так и в плане обмена опытом с Европой, ведь рядом Польша — еще один европейский текстильный центр». Сейчас компания работает над увеличением собственного производства и продвижением торговой марки. Это сегодня основная точка роста: импорт сильно сократился, дистрибуция перестает быть выгодной. «Из-за кризиса рынок сократился приблизительно на 30%, и все же он никуда не делся — на нем происходит перераспределение: сейчас востребована качественная, но дешевая продукция, — говорит Сергей Гвоздовский. — Именно такую мы можем производить у себя».
Благодаря девальвации рабочая сила подешевела, и уже сейчас собственная продукция Goldy примерно на треть дешевле аналогичной продукции из Турции и Польши. Есть и другое преимущество: поскольку фабрика находится недалеко от Москвы, продукция быстро попадает в Россию. За счет быстрой логистики вырастает оборачиваемость капитала при меньшей наценке.
«Оптовая цена, конечно, меняется: в связи с ростом доллара мы вынуждены поднимать рублевые цены, поскольку и сырье, и фурнитура, и оборудование импортные. И все равно наши цены более приемлемые, поскольку наши затраты на производство и дистрибуцию рублевые», — поясняет собственник компании.
В 2015 году собственное производство компании выросло втрое, а в текущем году планируется увеличить его еще в два раза. В штате компании около 120 сотрудников: более 80 заняты на производстве, остальные — в дистрибуции. Еще десять человек — в рознице, но из-за кризиса Goldy ее практически не развивает: розница сейчас стагнирует. Годовой оборот компании составляет порядка 300 млн руб.
«Собственное производство сейчас во всех отношениях выгоднее, чем импорт, — говорит Сергей Гвоздовский. — Импорт стал весьма рискованным бизнесом. Хороший пример — ситуация с Турцией: из-за санкций возить турецкую продукцию через границу стало труднее — могут заставить дооформлять документы или замучить вспомогательными проверками. Вообще, если в девяностые люди предпочитали иностранную продукцию, считая, что Турция или Польша — это гарантия качества, то теперь потребители, наоборот, стремятся поддерживать отечественного производителя». Дух времени способствует импортозамещению».
Профессионализм, а не «оптимизация»
Бизнес иркутской компании «Барс», занимающейся продажей техники для активного отдыха, начался с увлечения владельцев мотосалона Андрея Родогузова и Николая Коваля: сначала купили снегоход в личное пользование, потом решили открыть свое дело по продаже техники и ее обслуживанию. Сейчас их мотосалон, пожалуй, ведущий по ассортименту мототехники и аксессуаров в Иркутске и Иркутской области, имеет самые большие площади продаж и один из самых масштабных сервисных центров по обслуживанию снегоходов в Сибири и на Дальнем Востоке площадью 650 кв. м. Ранее у компании было два салона, но одним недавно пришлось пожертвовать. «Кризис сильно по нам ударил, — признается Родогузов. — Продажи брендовой техники упали примерно в три раза. Даже продажа китайского CFMOTO, занимающего 53% продаж российского рынка квадроциклов, упала в два с половиной раза. Люди стали переходить на более бюджетную технику — теперь востребованы моторы до 20 л.с.».
И все же салону удалось удержаться на плаву и даже привлечь новых покупателей. «Барс» сохранил популярность благодаря широкому ассортименту и умелой ценовой политике. Свою роль сыграла также ставка на профессионализм сотрудников. В отличие от многих других компаний тут не стали «оптимизировать» штат за счет увольнений, сейчас работают около 20 человек. «Мы ведь сами «выращивали» специалистов и прекрасно понимаем, что хороший «продажник» на вес золота. К нам заезжают даже покупатели из Китая — интерес к технике для отдыха там огромный, а вот компаний, которые предлагали бы целый комплекс товаров и услуг, там нет. Вот и приезжают к нам — то за амуницией, то за запчастями».
Из-за снижения курса рубля российские граждане массово переходят на внутренний туризм, и в компании вспомнили о направлении, которое пытались освоить два года назад, — прокат техники. «Тогда мы организовывали туры по зимнему Байкалу и Прибайкалью, их вели опытные инструкторы. Но не сложилось из-за нерентабельности. Однако сейчас поток туристов растет, и мы, возможно, вернемся к этой теме», — заключает Родогузов.
Региональные особенности — плюс, а не минус
Основатель компании «Технология» Андрей Фандеев сделал ставку на логистику и экономию. Компания зарегистрирована в Москве, занимается оптовой торговлей. Оборот небольшой — 20–25 млн руб., но и работают здесь всего два сотрудника: сам Фандеев и бухгалтер. С самого основания в 2009 году «Технология» участвует в госзакупках, ежемесячно выигрывает несколько конкурсов на поставку металлопроката и строительных материалов для бюджетных организаций. «Считаю, что занимаюсь очень важным делом — помогаю государству экономить бюджетные средства всех уровней», — говорит Андрей Фандеев. По его словам, конкурсные процедуры, где цена вопроса составляет не более 5 млн руб., проводятся «относительно честно».
Компания поставляет качественные стали, арматуру, балки, швеллеры, другие стройматериалы в основном для предприятий Минобороны и других силовых ведомств. Ставка на широкую географию: продукция поставляется в Улан-Удэ, Мордовию, Марий Эл, Пензу и другие регионы. Успешность бизнеса «Технологии» во многом объясняется удачной логистикой. Для перевозки грузов используется железнодорожный транспорт. Андрей Фандеев рассказывает, что по договору, заключенному лет пять назад, компании должны были предоставляться трех— и пятитонные контейнеры, но сейчас РЖД использует только 20- и 40-тонные. Выходить из положения пришлось самостоятельно. «Выяснилось, что существует сервис по интернет-заказу контейнеров. Те структуры РЖД, которые занимаются выделением компаниям контейнеров, наличие этого сервиса замалчивают». Недавно, например, такой услугой компания воспользовалась, чтобы доставить грузы в Улан-Удэ и на одну из станций Свердловской железной дороги. «С введением «Платона» и в связи с серьезным удорожанием автоперевозок железная дорога — это хорошее подспорье».
Андрей Фандеев работает только на собственные средства, кредиты не берет. И все-таки от долгов удержаться не получилось — их сейчас накопилось на 2,5 млн руб. «Все долги из-за просроченных платежей по контрактам, по которым уже можно обращаться в арбитражный суд и получать исполнительные листы», — рассказывает он. С коммерческими заказами «Технология» старается не связываться, потому что там деньги вернуть еще труднее.
По словам Фандеева, главное препятствие расширению его бизнеса — это общее отношение к малому бизнесу и налоговая политика государства. «Закупив продукцию на 800 тыс. руб. и продав за 1 млн руб., с дельты 200 тыс. руб. я должен заплатить НДС 18% и налог на прибыль 24%, то есть 75 тыс. руб. отдать государству. Справедливо? Вряд ли. Кроме того, как работодатель, я должен с каждой зарплаты 43% отчислять в пенсионный фонд, в фонд ОМС, соцстрах. Я, может быть, нанял бы еще одного сотрудника. Но с такими зарплатными налогами это нереально».