Кризис, отзывы лицензий у недобросовестных игроков, нестабильная финансовая ситуация вынуждают человека искать банки, которым он может доверить свои деньги. А банк — это рациональный институт. Если бы можно было жить без банков, люди бы без них и жили. Но без банка, как без дантиста, никак нельзя.
В нестабильные времена клиенты чаще всего отдают предпочтение либо большим банкам с госучастием и историей, либо «матрацу», в который наши соотечественники привыкли складывать накопления. И чем дальше от Москвы, тем больше пассивов, которые могли бы приносить прибыль, приносят ее тем самым «матрацам».
Высокие ставки по депозитам могут сыграть какую-то роль в первое время в доступе банков к сбережениям населения. Но, во-первых, такие ставки привлекают пристальное внимание ЦБ. А, во-вторых, зачем нужен объем по такой цене? К тому же, что бы ни говорили, ни один банк со ставкой 18–20% годовых не собрал сколько депозитов, сколько крупнейшие российские финансовые институты.
Однако часто проблема бывает даже не в том, что банку не доверяют, а в том, что у физлиц нет доступа к банковским услугам. Эта проблема особенно актуальна в регионах. Поэтому банки, которые останутся в регионах, будут иметь некоторое преимущество перед остальными.
Такое преимущество, уверен, будет иметь и Почта Банк, который со временем будет представлен на базе почтовых отделений практически во всех регионах страны. Но этого мало. Надо завоевать доверие и уважение населения. Именно на это будут направлены наши усилия. Года через три, полагаю, нас начнут замечать и крупные игроки рынка.
Еще одна проблема, которая особенно остро стоит в кризис, — как найти добросовестного клиента, которому можно выдать кредит. Он вряд ли будет выбирать банк по принципу «давайте сходим туда, куда я еще не ходил». Он пойдет в банк, которому доверяет, — а это сейчас опять-таки в первую очередь государственный банк.
А что делать остальным? Нужно ли сейчас банкам изобретать что-то концептуально новое? Мне кажется, что важнее всего просто делать качественно то, что должен делать банк. Можно предлагать что-то новое, не похожее на других, но отличаться не всегда хорошо. Хорошо, если угадал, а если нет, люди скажут «прикольная штука, но очень сложная, не хочу пользоваться». Так что банки все время должны балансировать между простотой и креативностью. Креативность ради креативности не имеет смысла.