Скрытые резервы
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, подготовленному Минэкономразвития, доля лесного комплекса России в ВВП страны оценивается в 0,7% и значительно ниже своего потенциального уровня. Россия занимает первое место в мире по масштабам сырьевой базы (на ее территории расположена четверть мировых лесных ресурсов), но при этом почти не строит деревянных домов по сравнению, например, с европейскими странами. Как указывается в «Справке о состоянии деревянного домостроения в России», разработанной Минстроем (имеется в распоряжении РБК+), лидерами по строительству домов из дерева являются США (95% зданий), Финляндия (90%), Канада (83%) и Швеция (78%). Кроме того, последние три страны еще и экспортируют деревянные дома. Одна из причин столь высоких показателей — госпрограммы по экологическому строительству, принятые в этих государствах.
В России, напротив, в строительстве жилья используют в 25 раз меньше древесины, чем в странах Скандинавии, и объемы деревянного домостроения неуклонно сокращаются. Как следует из письма Минпромторга в правительство РФ (есть в распоряжении РБК+), по итогам 2015 года на фоне роста производства в таких сегментах, как картон, пеллеты, фанера, целлюлоза, «самое крупное снижение производства наметилось в сегменте деревянных домов заводского изготовления», который просел на 3,2%.
Причин слабого развития российского деревянного домостроения несколько. Это недостаток инвестиционных средств, направляемых на модернизацию, техническое переоснащение предприятий деревообработки и недостаточное стимулирование потребительского спроса, рассказал РБК+ вице-премьер правительства Александр Хлопонин: «Мы изучали опыт деревянного домостроения зарубежных стран. Например, в Канаде всю эту отрасль заводили под ключ в рамках системы государственного заказа — без нее нам сферу деревянного домостроения не поднять».
Дома на заказ
В России строят деревянные здания из дерева за счет средств федерального и регионального бюджетов. Как следует из протокола правительственного совещания от 25 августа 2015 года (есть в распоряжении РБК+), во многих российских регионах строятся или уже построены деревянные здания, и это не только жилые дома. Например, в Воронежской области в 2014 году построены три амбулатории, а к 2018 году построят еще девять. В Забайкальском крае строят из бруса два детских сада на 40 мест каждый. В Магаданской области в прошлом году построили деревянный этнокультурный центр, а в Ульяновской области — четыре детских дома. Однако частные домостроители, не работающие в рамках госзаказа, переживают не лучшие времена. По их мнению, эта сфера остро нуждается в поддержке государства и чиновники, игнорируя развитие деревянного домостроения, лишают российскую экономику дополнительных возможностей для развития.
«Дерево — весьма удобный строительный материал, из которого в отличие от бетона строить дома можно круглый год, даже зимой, поскольку деревянное домостроение не предусматривает «мокрых» процессов, разве что при строительстве фундамента. Кроме того, деревянные дома можно не строить, а собирать из готовых конструкций, что весьма удобно, они теплее и экологичнее. Однако в стране не ведется массового строительства из дерева, хотя оно является самым доступным ресурсом, и такие здания энергоэффективнее железобетонных конструкций», — говорит управляющий партнер компании «Норвекс» Семен Гоголев. По его словам, сейчас в стране из дерева строят только загородную недвижимость, она занимает примерно 50% рынка, и этого очень мало по сравнению с развитыми государствами, в которых строятся высотные деревянные дома, как, например, в Финляндии.
Сегодня купить деревянный дом, собранный из конструкций, можно за 2–2,5 млн руб. В регионах цены еще ниже. Иван Ефремов, генеральный директор компании «Кирплюс» (Киров), уже три года строит дома по спецзаказу для частных лиц. «Жить в деревянном доме пока не модно — пока! Но будет обязательно! За три года я смог отбить свои вложенные в дело 5 млн руб. и немного заработать. Я строю штучные дома, и клиентов у меня все больше», — рассказывает Иван Ефремов.
Несмотря на кризис на рынке недвижимости, участники рынка не желают признавать факт падения прибыли и снижения числа клиентов. «По отношению к 2014 году в 2015-м прирост прибыли составил 20%, в 2013-м по отношению к 2012 году — 30%. Спад был только в 2009 году, но с тех пор мы выровнялись», — говорит Семен Гоголев.
Представители рынка деревянного домостроения ждут от государства разработки нормативной базы для строительства, которая сейчас отсутствует. «Необходима нормативная база для серьезных зданий площадью свыше 1500 кв. м. Ее нет, поэтому в этом сегменте практически ничего не строится. В этом смысле мы отстаем от Европы. В области малоэтажных частных домов, наоборот, разрешен самострой, там вообще никаких правил и полное отсутствие технадзора. Это приводит к хаосу на рынке. Фактически компаниям, которые хотят развивать цивилизованное деревянное домостроение, приходится конкурировать с мошенниками», — говорит управляющий партнер компании Good Wood Александр Дубовенко. По его словам, во многих городах Европы этажность искусственно ограничивается, строятся малоэтажные города из деревянных конструкций, как в Дании, Финляндии или Германии. В Подмосковье нынешний губернатор Андрей Воробьев и его предшественники собирались принять законодательные акты по строительству деревянных зданий большой площади, однако этого до сих пор не произошло. «В итоге красивое жилье в Подмосковье не может конкурировать с бетонными многоквартирными коробками, — подчеркивает Александр Дубовенко. — На деревянные многоквартирные дома в России пока нет спроса».
Дом и закон
Между тем деревянное домостроение в апреле этого года включили в систему государственного заказа. По итогам межведомственного совещания в правительстве от 5 апреля 2015 года был разработан и принят план мероприятий по развитию лесной промышленности, включающий в себя несколько пунктов, касающихся стимулирования деревянного домостроения. В частности, правительство планирует создать благоприятные финансовые условия для потенциальных покупателей деревянных домов, таких как льготное ипотечное кредитование (схему сейчас разрабатывает Россельхозбанк).
Кроме того, в течение последующих трех лет предлагается постепенно вводить квоты на использование продукции деревянного домостроения в государственных программах, предусматривающих строительство домов и зданий из деревянных конструкций. Для этих целей выбраны пилотные регионы с богатой ресурсной базой в Уральском, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах. В 2016 году в рамках госзаказа планируется ввести 20-процентную квоту на строительство деревянных домов, в 2017-м — 25-процентную, в 2018-м — 30-процентную квоту. Также планируется ввести налоговые льготы для владельцев деревянных домов, а именно частично или полностью освободить их от налога на дом и земельный участок, на котором этот дом построен. Более того, Минпромторг совместно с Минстроем прорабатывают схему субсидирования части затрат на приобретение оборудования и специализированного инжинирингового программного обеспечения по проектированию объектов и конструкций деревянного домостроения. Наконец, до конца 2018 года правительство планирует привести в порядок всю нормативно-техническую базу для строительства деревянных зданий — по данным РБК+, изменения предстоит внести в 29 документов.
О том, насколько эффективны меры по стимулированию отрасли деревянного домостроения, станет ясно не раньше, чем эти меры будут сформулированы и приняты. Пока в ситуации с деревянным домостроением в России ясно только то, что процесс реформы отрасли будет не быстрым. «Разработка базы по этому вопросу — процесс непростой, и мы очень медленно идем», — подчеркнул вице-премьер Алексей Хлопонин в беседе с корреспондентом РБК+. На последнем межведомственном совещании в правительстве, посвященном развитию лесной промышленности и лесного машиностроения, прошедшем в начале апреля, вице-премьер указал, что российская лесная отрасль в глубоком кризисе и от него и коллег напрямую зависит ее развитие. Конкретные предложения по изменению ситуации представители министерств и ведомств должны представить уже в середине мая.