Проблемы на российском рынке аудита начались еще задолго до кризиса, в «тучные» годы. В целом они были вызваны двумя причинами: постепенное поднятие правительством планки минимальной выручки, при которой предприятиям необходимо проводить аудит, обусловливало сужение рынка обязательного аудита, а тенденция к укрупнению бизнеса предприятий-заказчиков — к снижению спроса на услуги небольших аудиторских организаций.
В итоге только за последние четыре года, с начала 2012-го по начало 2016-го, число аудиторов в России сократилось, по данным Минфина, на 20% (с 26,8 тыс. до 21,5 тыс.), а число аудиторских организаций — на 18% (с 6,2 тыс. до 5,1 тыс.).
«Аудиторская профессия сегодня находится в системном кризисе, — считает президент компании «ФБК Grant Thornton» Сергей Шапигузов. — Треть организаций, позиционирующих себя как аудиторские, вообще не имеют в штате аудиторов, еще примерно треть имеют не больше трех. С одной стороны, аудитор может числиться одновременно в нескольких фирмах, а с другой — аудиторы имеют возможность регистрировать любое количество аудиторских компаний, услуги которых зачастую либо только называются аудиторскими, либо не отвечают никаким установленным в этой сфере стандартам». Не менее сложная ситуация, по его словам, и у потребителей аудиторских услуг. «Согласно некоторым данным до одной трети компаний, для которых внешний аудит является обязательным, его не проводят. В то же время еще больше предприятий являются вынужденными потребителями аудиторских услуг, так как у них нет заинтересованных в результатах аудита внешних пользователей: акционеров, регуляторов, инвесторов», — отмечает эксперт.
Нынешний экономический кризис положения аудиторов, разумеется, не улучшил. Причина очевидна — в такие периоды сервисные отрасли начинают испытывать серьезные трудности, поскольку их клиенты в первую очередь начинают экономить на непроизводственных расходах. «При этом тяжело приходится небольшим компаниям, их клиенты — представители среднего и мелкого бизнеса — страдают от проблем в экономике в первую очередь и удаляют из своих бюджетов строчки с расходами на аудит и консалтинг», — полагает партнер группы «БДО Юникон» Елена Хромова.
Как результат, цены на аудиторские услуги за прошлый год даже у ведущих компаний, по словам участников рынка, не росли в рублевом выражении, несмотря на высокую инфляцию. «Пожалуй, ключевым фактором на рынке аудиторских услуг сегодня является усиление ценовой конкуренции. Даже на фоне инфляции участники рынка пытаются сохранять, а часто и снижать расценки», — говорит Сергей Шапигузов.
Более того, в среднем по рынку цены, видимо, даже существенно падали — из-за усиления демпинга. «Прошлый год для большинства аудиторских компаний был непростым: экономический и финансовый кризис, затронувший многих клиентов и существенно сокративший их аудиторские бюджеты, привел к массовому, переходящему все рамки приличия ценовому демпингу, который мы наблюдаем даже со стороны ряда крупных игроков рынка», — рассказывает гендиректор компании «Росэкспертиза» Александр Козлов. По его словам, резко сократился платежеспособный спрос на качественный аудит и попытки государственного регулятора и саморегулируемых организаций решить проблему административными рычагами пока не приносят видимого эффекта.
«Обострение проблемы ценового демпинга, которое мы наблюдаем в последние годы, объясняется рядом причин, среди которых, например, несовершенство системы госзакупок при существенном увеличении доли госсектора в экономике и общий спад экономической активности, негативно отразившийся на спросе на качественную финансовую информацию», — говорит управляющий партнер компании «Финэкспертиза» Нина Козлова.
Одновременно с усилением демпинга наблюдается ренессанс схожего по происхождению явления — черного аудита, или, как его еще называют, «аудита за бутылку», когда вместо аудиторской проверки клиент, по сути, покупает справку о ее проведении. «Проблема черного аудита всплывает с новой остротой, — говорит Александр Козлов. — Сегодня данное явление маскируется модными заявлениями о современных автоматизированных технологиях аудита и дистанционных методах, но суть от этого не меняется. Лицензионное аудиторское программное обеспечение требует существенных инвестиций, и странно предположить, что соответствующее ПО есть у компании, рекламирующей гарантированное немодифицированное аудиторское заключение за 20 тыс. руб.».
Среди новых возможностей для российских аудиторов в нынешней ситуации — побороться за клиентов, которые ранее обслуживались исключительно в компаниях «большой четверки». «Одна из главных тенденций, характеризующих рынок аудита и консалтинга в 2015 году, — предпочтение российскими предприятиями отечественных аудиторов компаниям «большой четверки», — рассказывает Нина Козлова. По ее словам, речь идет не только о госкорпорациях, но и о коммерческом секторе. Так происходит по двум причинам: во-первых, в условиях кризиса, не имея возможности внешнего фондирования, российский бизнес стремится оптимизировать расходы, в том числе и на аудиторские услуги. Во-вторых, существенное влияние на выбор аудитора оказал и принятый в стране курс на импортозамещение. «На мой взгляд, эта ситуация может сохраниться до возвращения российского бизнеса на зарубежный рынок капитала», — отмечает эксперт.
В остальном же российские аудиторы не ждут пока улучшения ситуации и готовятся к дальнейшему ужесточению борьбы за клиентов и снижению цен. «Ключевым фактором, влияющим на рынок аудита, останется в среднесрочной перспективе экономический кризис: сокращение инвестиций, урезание компаниями проектов по развитию и модернизации. Поэтому конкуренция за клиента будет только нарастать», — говорит Александр Козлов.
«Сложно испытывать большой оптимизм в условиях негативных прогнозов роста экономики, — полагает Елена Хромова. — Ценовая конкуренция будет нарастать, небольшим компаниям придется менять сферу деятельности или уходить с рынка, крупным фирмам — расширять линейку услуг в соответствии с потребностями клиентов». «Можно прогнозировать усиление ценовой конкуренции и уход с рынка ряда игроков», — соглашается Нина Козлова.