Новые реалии
Закупки на сумму около 5 трлн руб., предусмотренные госпрограммой вооружений (ГПВ-2015), охватывающей период с 2007 по 2015 год, завершились. В 2011 году была принята новая госпрограмма на период до 2020 года, при разработке которой ставилась задача довести долю нового вооружения в оснащении вооруженных сил до 70%. Формально ГПВ-2020 продолжает действовать, но де-факто готовится новая редакция документа с учетом изменения ситуации в стране и мире. Когда она начнет выполняться, пока не ясно. Основными причинами этого являются сложность разработки подобного документа в условиях напряженной геополитической ситуации и продолжающаяся стагнация в экономике страны.
Геополитическая ситуация характеризуется обострением отношений с Западом и растущим противостоянием ВС России и НАТО. Иностранные эксперты и обозреватели даже используют термины Cold War 2.0 и Cold War Lite («Холодная война 2.0» и «Легкий вариант холодной войны»), что, возможно, и является натяжкой, но в целом точно отражает особенность момента.
Чтобы не дать холодной войне перейти в «горячую», нужны эффективные силы стратегического ядерного сдерживания. Стоящие на вооружении ракеты «Тополь» дополняются более новыми «Ярс» с разделяющимися головными частями, а на смену морской жидкостной ракете «Синева» идет «Лайнер». С введением в строй новых атомных ракетоносцев растет количество размещенных на них твердотопливных ракет «Булава-30». Дополнением к ядерному сдерживанию идут высокоточные крылатые ракеты комплексов морского и берегового базирования «Калибр», «Оникс» и «Бастион», мобильные наземные «Искандер-М».
С технологической и организационной точек зрения изменения в закупочной политике Минобороны РФ ожидаются в связи с образованием в 2015 году Воздушно-космических сил (ВКС) как вида Вооруженных сил РФ путем объединения ВВС и Войск воздушно-космической обороны. В ВКС последовательно «растворились» космические войска, ПВО и армейская авиация. Слияния и смена вывески отражают необходимость следовать научно-техническому прогрессу и новым веяниям военного искусства. Спутники радиолокационной, оптической, радиотехнической разведки, беспилотные летательные аппараты — «глаза и уши» современных вооруженных сил, построенных для ведения «сетевых войн» (network-centric warfare), а также набирающих моду «гибридных».
Упор при этом делается не на дальнейшее усиление мощи кинетического воздействия на противника, а на своевременное обнаружение и опознавание мобильных целей, передачу информации о них в режиме реального времени на командные пункты и средства поражения. Многие из соответствующих технологий в стране разработаны, но есть и пробелы. Например, в Сирии наши военнослужащие используют дистанционно-пилотируемые беспилотники (ДПЛА) «Форпост» с израильскими «корнями». По-видимому, закупка современных беспилотников получит продолжение, и у России вскоре появятся ударные аппараты собственной разработки.
«Сетевые» и «гибридные» войны немыслимы без систем электронного противодействия. Отсюда — повышенный интерес наших военных к системам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В войска поступили первые комплексы «Красуха», «Москва», «Рычаг-АВ», «Хибины» и др.
Россия традиционно сильна в системах ПВО. Последовательно развивается линейка систем дальнего действия (С-300, С-400 и С-500), что сопровождается увеличением дальности огневого поражения, повышением возможностей по поражению скоростных баллистических целей и низколетящих крылатых ракет. В состав комплекса включаются радиолокационные станции и ракеты нескольких типов, чего раньше не было. Расширяется линейка РЛС и их количество в войсках, появляются мобильные радиолокационные системы, способные наблюдать и за воздушными, и за космическими целями.
До поры забытое старое
Рассматривая закупочную политику Минобороны России в контексте геополитики, следует особо обратить внимание на два момента.
Первое — политика «импортозамещения», которую приходится претворять на практике, так как приток нужных комплектующих и средств производства с Запада после событий конца 2013 — начала 2014 года сокращается, а Украина так и вовсе полностью запретила ВТС с восточным соседом.
Второе — экономические санкции Запада, введенные в конце прошлого года в отношении предприятий отечественного ОПК, и направленные прежде всего на ухудшение их финансового состояния. Вместе с падением цен на нефть и снижением курса национальной валюты это заставляет высшее политическое руководство страны основательно задуматься о более рациональном использовании имеющихся финансовых ресурсов, в том числе — закупочного бюджета МО РФ.
Отсюда и наметившаяся тенденция к закупкам уже принятых на вооружение изделий и их «немного улучшенных» вариантов (с уменьшением доли импортных комплектующих) вместо машин следующего поколения, находящихся в разработке и на испытаниях. Так, за последние несколько лет увеличились заказы на атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» (с шести до восьми, включая пять модификаций «Борей-А»), многоцелевые истребители Су-35С (удвоение заказа до ста единиц) и Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-34 (поставлена сотня, войска ожидают еще столько же), учебно-боевые самолеты Як-130 (получено до семидесяти, заказ вырос более чем до ста, до 2020 года ожидается полторы сотни).
Одновременно перенесены на более отдаленную перспективу постройка полностью нового ракетоносца и массовые закупки истребителя пятого поколения Т-50, также известного как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).
Более того, министр обороны РФ четко поставил перед промышленностью задачу возобновления производства Ту-160, созданного еще в советские времена. Понятно, что сразу два типа стратегических бомбардировщиков параллельно на одном заводе выпускаться не будут; соответственно, реализация проекта Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) переносится на более далекую перспективу.
Нечто подобное наблюдается и по тематике многоцелевых подводных лодок, хотя здесь решения пока еще не оформлены окончательно. Представляется, что определенные круги военных предпочитают увеличение заказа на атомные субмарины проекта 885М «Ясень» более раннему освоению на «Севмаше» атомохода следующего поколения (в печати проходит как проект «Хаски») и дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 вместо перевода «Адмиралтейских верфей» на массовый выпуск лодок проекта 677 «Лада» и затем — перспективной «Калины».
Снижение, а затем и полное прекращение поставок с Украины турбовинтовых авиадвигателей семейства ТВ3-117 в классе мощности 2500 л.с. производства «Мотор-Сич» привело к прекращению производства Ан-140 на самарском «Авиакоре» — этот турбовинтовой самолет на 48 мест приобретало Министерство обороны РФ. А также к снижению объема выпуска вертолетов Ми-8/17 и других моделей разработки ОКБ им. М.Л. Миля и Н.И. Камова. Майское заявление «Вертолетов России» о том, что Минобороны согласилось выступить стартовым заказчиком новейшего Ми-38 (разработан на смену Ми-8) в полностью отечественной комплектации, является практическим подтверждением политики замещения импорта по линии продукции этого холдинга.
Следует ожидать и других «отказов» Минобороны от старых моделей авиатехники в пользу новых (включая модификации), если последние будут идти в полностью российском исполнении. В этом контексте можно ожидать положительных решений в пользу закупок ударных вертолетов Ми-28НМ с моторами ВК-2500 или ТВ-7-117 (вместо серийного Ми-28Н с ТВ3-117), морских вертолетов, создаваемых по проекту «Минога» (вместо продолжения серии Ка-27), а также легких вертолетов Ка-226 и «Ансат» в варианте с отечественными ВК-800 (вместо серийных с французскими и канадскими силовыми установками). Возможен запуск в серийное производство разработанного ранее, но «положенного на полку» ввиду наличия сильных иностранных конкурентов турбовинтового двигателя РД-600 в классе 1300–1500 л.с., а вместе с ним и вертолетов среднего класса Ка-60/62.
Тяжелая ситуация в отношениях с Киевом сказывается на затягивании сроков сдачи серии надводных боевых кораблей класса «фрегат» и «корвет» по причине прекращения поставок морских газовых турбин производства украинского «Зоря-Машпроект». Здесь Минобороны РФ придется принимать радикальные решения. Варианты — постановка выпуска газовых турбин в России, закупка таковых в Китае, увеличение закупок дизельных и атомных кораблей взамен газотурбинных.
Экспортный акцент
Рассуждая о закупочной политике МО РФ, следует учитывать еще одно важное обстоятельство — экспортную зависимость отечественного ОПК. Крупнейший импортер российских ВиВТ — Индия, которая четко проводит собственную закупочную политику и не собирается менять ее в угоду внешним игрокам. Между тем в рамках соглашения 1996 года Индия разместила заказы на 272 Су-30МКИ с поставками по 2017 год, что в разы превосходит закупки тяжелых многоцелевых истребителей с управляемым вектором тяги для Минобороны РФ. В рамках соглашения 2001 года Индия приобрела порядка тысячи танков Т-90С и продолжает их выпуск по лицензии, тогда как Россия закупила себе менее пятисот Т-90 всех модификаций. Дизель-электрических подводных лодок семейства «Варшавянка» в варианте с крылатыми ракетами в индийском флоте девять (все — проекта 877ЭКМ), тогда как наш флот имеет лишь четыре корабля проекта 636.3. Палубных истребителей МиГ-29К/КУБ Россия закупила 24 единицы, Индия — 45, фрегатов проекта 11356 — три и шесть соответственно (из числа принятых в состав).
Аналогичные примеры можно привести и по Китаю. Начиная с 1991 года он закупил, построил по лицензии и вне рамок последней несколько сот истребителей семейства Су-27/Су-30, что существенно превосходит закупки в рассматриваемый период аналогичной техники ее «главным заказчиком». На эти самолеты, а также J-10 и FC-1 (JF-17) устанавливаются российские двигатели АЛ-31Ф/ФН и РД-93, причем их поставки в Китай превышают закупки Минобороны РФ.
От получения экспортных заказов зависит и судьба семейства боевых машин на общей платформе «Армата», в которую входят основной боевой танк Т-14, боевая машина пехоты Т-15, самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» и др. Впервые они были представлены на парадах Победы 2015 и 2016 годов. Стоимость одной машины оценивается в сумму от 250 до 400 млн руб. (для сравнения: за серийный Т-90АМ Минобороны РФ платило 118 млн руб.). Наше военное ведомство декларировало желание приобрести 2300 таких машин до 2020 года. Вместе с тем интересно отметить, что разработка нового танка началась в 2009 году, когда пришлось закрыть предыдущие проекты, включая «Черный орел», причем решающим фактором стало отсутствие иностранных заказов. А с целью вызвать интерес со стороны Индии, Китая и других стран разработчики «Арматы» постарались сделать ее столь технологически продвинутой, что даже установили радар с активной фазированной решеткой (АФАР) — модификацию такового с истребителя Т-50.