Поколения Y и Z диктуют новые требования к образованию в целом и к бизнес-программам в том числе. Цифровизация и изменение рыночной ситуации дополнительно влияют на их формирование. На фоне трансформации целых индустрий необходима соответствующая трансформация программ подготовки тех, кто будет управлять процессами изменений завтра.
«Сегодня бизнес-образование популярно в первую очередь среди представителей молодого поколения — до 35 лет, — комментирует Наталья Щербакова, директор по продажам кадрового холдинга «Анкор». — Это объясняется их амбициозностью, стремлением расширить кругозор, открыть для себя нечто новое. Безусловно, многие из них связывают наличие диплома о бизнес-образовании с карьерным ростом».
Целевая аудитория МВА изменилась, подтверждают в Высшей школе бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ). «Она стала моложе, более дерзкой, пытливой, динамичной, более технологичной, — поясняет Алла Канке, директор ВШБ ГУУ. — Однако и нынешнее поколение слушателей приходит на программу МВА для приобретения точки опоры, которая поможет справиться с новыми вызовами и проблемами, для получения эмоциональной и интеллектуальной перезагрузки, для того чтобы разобраться в своих знаниях и умениях, своих мотивациях, найти точки роста бизнеса, а также единомышленников».
Сергей Мясоедов, президент РАБО, председатель экспертного совета по переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства и проректор РАНХиГС, выделяет шесть знаковых тенденций на рынке управленческого образования. «Во-первых, растет доля бизнес-школ верхнего и нижнего ценовых сегментов при сокращении доли «середняков». Ведущие бизнес-школы расширяют альянсы с бизнесом, тренинговыми и консалтинговыми центрами, повышая ориентацию программ на практику», — отмечает эксперт. Во-вторых, по его словам, набирают популярность совместные программы с крупнейшими компаниями России, где до трети учебных часов преподают представители бизнеса. В-третьих, на фоне сокращения корпоративных образовательных бюджетов растут масштабы бизнес-образования b2c, представленного руководителями инновационного среднего бизнеса (платящей налоги «гаражной экономики»). В-четвертых, формируется сегмент бизнес-школ, ориентированных на дистанционное образование с использованием информационных технологий. В-пятых, новый феномен в России — программы iМВА, где сочетаются преимущества аудиторного интерактива и удобство онлайн-формата. И в-шестых, возрастает интерес государства к внедрению методики и технологий бизнес-образования на программах для госслужащих, формируя новый сегмент этого рынка, резюмирует Сергей Мясоедов.
Каста сильнейших
На российском рынке присутствует некоторый скепсис в отношении МВА, что вместе с кризисной ситуацией обусловливает падение спроса. При этом количество отечественных бизнес-школ пока не меняется, ключевые из них сохраняют позиции, а премиальный сегмент программ обособляется. «Наши бизнес-школы прекрасно справляются с обучением управленцев, о чем свидетельствует их активная жизнедеятельность», — считает Алла Канке. Соответствие российских программ мировым стандартам качества подтверждается аккредитацией международными ассоциациями — АМВА (у 13 российских школ), AACSB, EPAS.
«Аккредитация АМВА является высоким критерием оценки международного соответствия программы по таким параметрам, как практическая ориентация, высокий уровень преподавательского состава, оптимальное сочетание активных форм обучения, соответствие ожиданиям слушателей, отзывы выпускников», — поясняет Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
Наиболее сильную группу школ можно выделить также по наличию у их программ аккредитации НАСДОБР (Независимое российское аккредитационное агентство, созданное РСПП, ТПП, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией менеджеров, «Деловой Россией» и РАБО), дополняет Сергей Мясоедов. Она есть у 12 российских школ. Дополнительный плюс — два диплома, которые выдаются по итогам программы: российский и европейский. В России пока остаются МВА с Гренобльской школой бизнеса (Франция), ЕМВА с Антверпенской школой бизнеса (Бельгия) и МВА с Кингстонской школой бизнеса (Великобритания). Спрос на такие программы снизился ввиду серьезного ослабления рубля. В результате с российского рынка ушел ряд зарубежных школ, например Даремский МВА (Великобритания), Влерик (Бельгия), МВА Калифорнийского университета (США) и другие.
«В России действует около 200 структур, называющих себя бизнес-школами, но только 40–50 из них соответствуют тому, что относят к этому понятию в мире. Остальные являются переименованными экономическими факультетами известных вузов», — считает Сергей Мясоедов. Он обращает внимание на то, что неразборчивые вузы ориентируются на увеличение дохода под прикрытием бренда, обучая при этом устаревающей теории, в отрыве от практики. В то же время в стране есть около двух десятков школ, которые обеспечивают мировые стандарты качества, хотя и не дотягивают до топ-30 лучших бизнес-школ мира.
Конкурентные шаги
Сомнения в применимости МВА в меняющихся российских реалиях переключают внимание части бизнес-аудитории на прикладные (менее продолжительные и недорогие) тренинги по менеджменту, отдельным дисциплинам или соответствующие программы переподготовки. Усиливаются позиции краткосрочных программ, направленных на решение конкретных достаточно узких задач.
Бизнес-школы играют на том же поле, где активны тренинги, корпоративные университеты и открытые онлайн-курсы (massively open online courses, MOOCs) — бесплатные или условно бесплатные. Вообще, на фоне цифровизации бизнеса и всей жизни общества дистанционный канал становится все более популярным. С другой стороны, сами МВА-программы активнее выходят в онлайн. Динамично растет сегмент программ формата blended (смешанное обучение) — когда технологии дистанционного обучения дополняют или расширяют традиционный очный формат. Параллельно идет активная работа школ бизнеса с корпоративными университетами по реализации совместных программ.
В целом МВА остаются самыми востребованными среди программ переподготовки, отмечают в МИРБИС, где проводят регулярный мониторинг ожиданий слушателей. «Их приоритетными целями неизменно остаются возможность систематизировать управленческие знания, получить новые идеи для развития процессов, проектов, компаний в целом; познакомиться с новыми интересными людьми; обменяться опытом работы; использовать образование как инструмент для корректировки профессиональной карьеры. В текущих экономических условиях данные решения могут повысить капитализацию на рынке труда и изменить жизнь», — резюмирует Федор Федоров.