Сегодня российские бизнес-школы быстро учатся готовить менеджеров будущего и постоянно подтверждать свою эффективность. Отечественный потребитель образовательных программ все более взыскателен и чувствителен к соотношению «цена-качество». Как правило, теперь он оплачивает свое обучение без помощи работодателя и сильнее заинтересован в отдаче от инвестиций. Отсюда все больше внимания применимости преподаваемого в деловой практике. В свою очередь, это меняет требования к бизнес-тренерам — внимательнее слушают человека не с академическим бэкграундом, а с большим опытом реальных проектов.
В условиях неопределенности
«Клиенты бизнес-образования после кризиса стали требовательнее, серьезнее, — согласен Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования и председатель экспертного совета по переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства. — Если ранее многие предпочитали «эдьютейнмент» (сочетание учебы и развлечений: походы, ознакомительные поездки, без домашних заданий и т.п.), то сейчас идут за знаниями, обобщением опыта, поиском прорывных идей». Это подтверждает повышение уровня зрелости отечественного образовательного рынка.
«Внешние факторы сильно влияют на контент управленческих программ, — рассказывает Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления. — Слушатели заинтересованы прежде всего в программах, которые учат использовать открывающиеся возможности в условиях неопределенности. Понимая, что менеджерское образование несет ответственность за нынешний кризис и неспособность бизнес-лидеров справиться с новыми вызовами, наша школа провела большую работу по обновлению программы МВА. С учебного 2016 года появится блок «Личное и профессиональное развитие (Soft skills)», нацеленный на развитие управленческих и лидерских навыков — умение управлять собой, эмоциональный интеллект, работа в команде, мотивация и убеждение, эффективные коммуникации, этика бизнеса».
Чего хочет бизнес
В фокусе сегодня в первую очередь финансовое образование, программы для руководителей и собственников бизнеса, отмечают в МИРБИС. «Актуальны темы привлечения и удержания талантов в компаниях, работа представителей разных поколений в командах, особенно проектных», — рассказывает Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
Сделать программы для руководителей более статусными позволяют альянсы с западными школами. Например, МИРБИС в рамках программы Executive MBA предлагает интенсивный модуль Global ЕМВА в партнерстве с Университетом Майами (США), Университетом Стелленбош (ЮАР), Coppead (Бразилия), Школой бизнеса Крэнфилд (Великобритания) и др.
«Вырос спрос на «управленческий хард», которого пять-шесть лет назад в программах бизнес-школ России было мало, — считает Сергей Мясоедов. — Речь идет о «проджект-менеджменте», «риск-менеджменте», финансовом моделировании, математических моделях оптимизации цепочки поставок, построения складского хозяйства по принципу just in time и т.п.». Для обучения же госслужащих нужны программы на стыке МВА и МРА, нацеленные на создание смешанных команд, заинтересованных в реализации крупных инвестиционных проектов. Такие программы уже разрабатывают ведущие бизнес-школы.
Корпоративная альтернатива
Традиционное бизнес-образование сталкивается с конкуренцией со стороны корпораций. Многие компании, не только транснациональные, но и российские, идут по пути создания собственных университетов. Так, в «МегаФоне» для поддержки стремления сотрудников к развитию действует «МегаАкадемия», где в 2015 году было зарегистрировано более 120 тыс. курсов. По словам Юлии Дорохиной, руководителя пресс-службы «МегаФона», один слушатель в среднем проходит четыре курса в год.
Аналогичный университет есть и в компании ABBYY — ABBYY Academy, где читают курсы по различным бизнес-тематикам (менеджмент, маркетинг и т.д.). «Большая часть курсов, семинаров и мастер-классов обоснована потребностями бизнеса, но часть рассчитана и на повышение лояльности сотрудников, которые стремятся к самообразованию, — например, занятия по изучению различных иностранных языков», — рассказывает Настасья Савина, директор по персоналу, вице-президент по корпоративным коммуникациям компании ABBYY.
В IT-компании «Крок» пошли по пути создания собственной программы CROC MBA (совместно с Высшей школой бизнес-информатики НИУ ВШЭ). Поощряется участие в ней сотрудников, проработавших более пяти лет. «В этой программе практические занятия правильно сочетаются с теорией, пропущенной через реалии российского бизнеса», — поясняет Полина Хабарова, заместитель генерального директора «Крок» по работе с персоналом.
В Microsoft делают ставку на непрерывное обучение, выстраивая многоуровневую обучающую социальную среду. Она включает постоянно обновляемую корпоративную базу знаний, краткосрочные онлайн-программы MBA, разработанные совместно с ведущими международными университетами, а также систему виртуальной профессиональной сертификации, курсы, тренинги, программы менторства и коучинга и пр.
Корпоративные университеты поощряют стремление сотрудников к расширению компетенций и более глубокому пониманию бизнеса при минимальном отрыве от основных задач и, главное, работодателя. Повышение лояльности персонала — на втором плане после отдачи от работника в общем бизнес-результате.