Рублевая помощь
По итогам первого полугодия 2016 года рентабельность крупнейшего в мире производителя никеля и палладия ГМК «Норильский никель» составила рекордные для мировой горнодобывающей отрасли 47%. Другие российские металлурги пока показывают менее впечатляющие результаты, но также являются одними из мировых лидеров. За это же время рентабельность Магнитогорского металлургического комбината (ММК) по EBITDA достигла 36,1%. В свою очередь, у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) рентабельность по EBITDA по итогам второго квартала 2016 года равна 30% — это лучший результат компании за последние шесть лет.
«Основной причиной роста рентабельности является девальвация рубля, которая дает значительный эффект при экспорте продукции, так как российские металлурги экспортируют порядка 45% стали», — объясняет доцент факультета инженерного менедж-мента Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов. По его словам, выручка от реализации поступает в валюте, а себестоимость продукции формируется внутри страны в рублях.
«Это привело к тому, что российские металлургические предприятия стали более рентабельными, чем мировые лидеры металлургии, такие как ArcelorMittal, NSSMC и POSCO», — добавляет Филиппов. Однако есть и другие причины для роста показателей. По словам аналитика ИК «Русс-Инвест» Семена Немцова, до недавних пор низкие цены на уголь позволяли металлургам закупать дешевое сырье и тем самым повышать рентабельность.
Победить низкий спрос
Сами металлурги не склонны именно дешевый рубль называть причиной своих успехов. По их словам, рентабельность растет из-за сокращения издержек. «На самом деле с девальвацией все не так очевидно. При ослаблении национальной валюты импортные материалы и оборудование стремительно дорожают», — говорит руководитель управления по связям с инвесторами группы НЛМК Сергей Тахиев. Поэтому, по его словам, к росту рентабельности приводит не слабый рубль, а сокращение издержек. В частности, у НЛМК этот показатель с 2013 года рос на 5–8% в год. «В итоге экономия за два года составила около $500 млн, то есть примерно 30% операционной прибыли НЛМК в год», — отмечает Тахиев. В свою очередь, ММК, по словам его директора по экономике Андрея Еремина, удалось снизить затраты в 2015 году на $135 млн, а за девять месяцев 2016-го — еще на $76 млн.
Повышение производительности и снижение затрат позволяет металлургам большую часть прибыли направлять на дивиденды. «Снижение затрат в конечном итоге приводит к увеличению свободных средств, что, в свою очередь, отражается на прибыли инвесторов», — говорит Андрей Еремин. Доля прибыли, которая направляется на дивидендные платежи в НЛМК, выросла с 20–30 до 50–75%. В свою очередь, у ММК на выплату дивидендов направляется не менее 30% от свободных денежных средств.