В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) действует два ключевых института, которые финансируют проекты на его территории. Это Евразийский банк развития (ЕАБР) и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), которым управляет ЕАБР.
Учредителями обоих институтов являются пять стран союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), а также Таджикистан. Уставный капитал банка составляет $7 млрд, ЕФСР сформирован в 2009 году в размере $8,513 млрд.
В качестве главной задачи ЕАБР декларировано содействие экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов за счет инвестиционной деятельности. Целью ЕФСР названо содействие в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов. С конца ноября текущего года средства ЕФСР помимо финансового и инвестиционного кредитования можно использовать также для предоставления грантов государствам — участникам фонда.
ЕАБР финансирует инвестиционные проекты, ЕФСР — также и социальные.
По официальному сообщению, в рамках первого конкурса по предоставлению грантов (по данным на октябрь 2016-го) в ЕФСР поступило 26 заявок на финансирование проектов на сумму $50,6 млн. Больше всего пришло из Киргизии — 15 заявок на сумму $34,8 млн. Половина всех заявок — проекты в сфере здравоохранения, на втором месте — социальное обеспечение и продовольственная безопасность. Средний объем запрашиваемых средств в рамках одной заявки составил порядка $2 млн.
ЕАБР, как отмечается в материалах банка, «финансирует в государствах-участниках инвестиционные проекты на общую сумму свыше $5,3 млрд». По данным международной отчетности банка за первое полугодие 2016 года, размер выданных займов составил $1,35 млрд; это на $153,7 млн, или на 10,3%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В пресс-службе ЕАБР РБК+ сообщили, что в 2017 году объем кредитования новых проектов по приблизительным оценкам может составить порядка $600 млн. Рассматриваются проекты в области инфраструктуры, энергетики, промышленности и в сфере природных ресурсов. Кроме того, в банке сообщили, что в настоящее время на рассмотрении ЕАБР находятся три заявки на финансирование инвестиционных проектов из средств ЕФСР, которые могут быть одобрены советом ЕФСР в 2017 году, на сумму $185 млн.
«У ЕФСР есть также три действующие программы по финансовым кредитам — с Арменией, Белоруссией и Таджикистаном. В 2017 году планируется перечисление очередных траншей по текущим кредитам. В настоящий момент решений по увеличению объемов финансирования нет», — отметили в ЕАБР.
Тамара Касьянова, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров, полагает, что существующих финансовых институтов и объемов финансирования недостаточно: «Для роста нужно не только отсутствие барьеров, но и инвесторы, а также длинные и дешевые кредиты. Кроме того, процессы трансграничного кредитования недостаточно налажены и вызывают определенные кредитные риски».
Член президиума генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова напоминает, что уставный капитал ЕАБР составляет всего лишь $7 млрд, при том что, например, объем разрешенного капитала нового банка развития БРИКС составляет $100 млрд. Аналогичную сумму — $100 млрд — составит капитал Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. «Тем не менее я ожидаю, что у объединения большие перспективы и льготные кредиты для обеспечения взаимного товарооборота будут очень востребованы для активизации взаимной торговли», — говорит Нестерова.
Пока об увеличении капитала ЕАБР и размера ЕФСР речь не идет. Вряд ли появятся и какие-то другие финансовые механизмы. Такая ситуация сохранится, по крайней мере, до тех пор, пока экономики ключевых стран ЕАЭС — России, Казахстана и Белоруссии — не выйдут на траекторию устойчивого экономического роста.