Динамика российского экспорта в текущем году остается отрицательной. Так, падение в январе—августе по сравнению с соответствующим периодом 2015 года составило более 25%, до $170 млрд, в основном из-за сокращения цен на нефть. Однако в общей структуре экспорта снижается доля сырья, Россия начинает больше поставлять продукции более высоких переделов. По данным Российского экспортного центра, в 2012 году доля несырьевых товаров составляла 47,6%, а по итогам 2015 года она уже достигла 54,5%. Если в 2012 году доля нефтепродуктов составляла 47,6% российского экспорта, то по итогам 2015 года она снизилась до 37%.
«Несмотря на то что доходы России от экспорта сократились, в 2016 году удалось уменьшить долю топливно-энергетических товаров и нарастить объемы некоторых несырьевых категорий товаров. Сырье постепенно замещается другими категориями — пока в основном продукцией сельского хозяйства, химической промышленности, металлами», — говорит директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты России Алексей Вялкин. По его словам, ряд крупных отраслевых компаний РФ, являющихся лидерами в области производства сахара, растительных масел, мясной и молочной продукции, а также кондитерских изделий, начал наращивать экспорт продукции пищевой промышленности в Китай. Это обусловлено в том числе обстановкой на валютном рынке.
«В третьем квартале несырьевой экспорт вышел в положительную зону, увеличившись на 1,6% по сравнению с третьим кварталом 2015-го и достигнув $27,7 млрд, — говорит генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков. — После семи подряд кварталов снижения к аналогичному периоду предыдущего года зафиксирована однозначная положительная динамика».
Список экспортно ориентированных лидеров остается прежним. На долю товаров топливно-энергетического комплекса в 2015 году приходилось 68% всего экспорта, или $22 млрд. Более того, топливно-энергетический комплекс формирует часть несырьевого экспорта, в основном за счет нефтепродуктов и электроэнергии, а также различных остаточных продуктов переработки нефти. Второе место по вкладу в экспортный потенциал занимает продукция металлургии, на которую приходится 12% российского несырьевого экспорта. Прежде всего, это сталь, алюминий (и продукты его переработки), никель, изделия из черных металлов. В общей сложности Россия обеспечивает до 5,5% мирового рынка продукцией из черных металлов. Эта доля могла быть больше. «Несмотря на то что географическое положение страны способствует доступу товара на все мировые рынки, расположение большинства предприятий невыгодное, они удалены от портов, а это сказывается на транспортных издержках и влияет на конкурентоспособность», — говорит вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев.
«Двукратное снижение курса рубля с 2014 года помимо негатива в экономике имеет и позитивные стороны, прежде всего для несырьевого экспорта. Поскольку не произошло значимого снижения цен на данном рынке в отличие от сырья, российская продукция в ряде случаев получает конкурентные преимущества от роста валют к рублю», — говорит аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, в отраслевой направленности усиливается внешний спрос на продукцию транспортного, энергетического машиностроения, спецтехники, сельского хозяйства.
Мечи и орала
Перспективы экспорта продукции агропромышленного комплекса эксперты оценивают не так оптимистично, как можно было ожидать на основании положительной динамики сельскохозяйственной отрасли. «Несмотря на введенное продовольственное эмбарго, которое на определенном этапе стало стимулом для российского сельского хозяйства, рост этого сектора экономики хотя и сохранит положительную динамику, но будет не столь высоким. Рост несырьевой части экспорта в этой отрасли оценивается только в 11% до 2020 года», — говорит Алексей Вялкин. По его словам, этот рост связан не только с зерновыми, но также с удобрениями, масложировой продукцией, маслосеменами (семенами масличных культур) и кормами. В частности, физические объемы торговли удобрениями в мире выросли за последние семь лет на 25% за счет потребностей сельского хозяйства во многих развивающихся странах. «Россия удачно заняла нишу на мировом рынке, на нашу страну приходится 13,5% мирового экспорта удобрений. Российские удобрения весьма конкурентоспособны, поскольку все виды сырья для них производятся внутри страны», — добавляет Алексей Вялкин.
По объемам поставок с сельскохозяйственным рынком конкурирует оборонно-промышленный комплекс: на сегодняшний день Россия обеспечивает 20% мирового экспорта вооружений. При этом ожидаемый прирост к 2020 году составит 3,5%. Наконец, в числе наиболее перспективных экспортно ориентированных отраслей в ТПП называют продукцию транспортного машиностроения, в том числе легковые автомобили, железнодорожные вагоны, гражданскую авиатехнику, суда и другие плавсредства. В общей сложности, согласно прогнозам Минпромторга, транспортное машиностроение вырастет до 2020 года на 4%.
«В целом за последние два года российский экспорт претерпел значительные изменения с точки зрения своей структуры, а российская экономика кардинально как снизила зависимость от сырьевого экспорта, так и в значительной мере диверсифицировала данную экспортную статью», — согласен финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. По его словам, в случае с продтоварами поддержку экспорту оказали значительные упрощения соответствующих административных процедур, контрсанкции и активная господдержка. В химпроме сказался эффект сделанных еще до кризиса инвестиций в нефтепереработку и прочие производства, добавляет эксперт.
Без кредитного плеча
Росту экспорта чувствительно мешает отсутствие доступных кредитов у предпринимателей. «Инвесторы будут и дальше сокращать вливания в основные капиталы предприятий, что обернется торможением процессов модернизации и роста производства», — говорит Алексей Вялкин. Осложняют ситуацию и трудности с привлечением внешнего финансирования. В итоге, по мнению Алексея Вялкина, единственный способ для российской экономики остаться в числе ведущих — обеспечить высокую производственную и технологическую конкурентоспособность российской продукции, ориентируясь при этом на мировой рынок. «Не последнюю роль в этом должна сыграть стабилизация экономической ситуации, но и не только. По нашему мнению, бизнесу поможет кооперация с отечественным научно-производственным сектором, который в нашей стране недостаточно развит», — добавляет Алексей Вялкин.
Ситуация на рынке такова, что традиционные покупатели российских товаров заинтересованы прежде всего в сырье. «Основными торговыми партнерами России по экспорту являются страны Европы — Германия, Нидерланды и Италия. Страны Западной Европы в основном заинтересованы в России как в поставщике сырьевых товаров: нефти, газа, угля, металлов», — говорит Владимир Дмитриев. Впрочем, в последнее время, по его словам, эти страны также предъявляют спрос и на многие несырьевые товары — например, на некоторые виды продукции сельского хозяйства и оборудование. Кроме того, значительная доля во внешней торговле с Россией приходится на страны СНГ, в том числе входящие в ЕАЭС, в первую очередь Белоруссию и Казахстан, а также азиатские страны — Китай, Японию и Южную Корею. И они тоже готовы даже закупать продовольственную продукцию из России.
В общей сложности возможный прирост несырьевого экспорта в Торгово-промышленной палате России оценивают в $34,5 млрд к 2020 году. «Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Германия и Италия, а также Франция, Нидерланды, Великобритания и Бельгия. Планируется, что рост будет достигнут благодаря увеличению поставок нефтепродуктов, драгоценных металлов, стали и ряда других товаров», — говорит Владимир Дмитриев. По его словам, возможный прирост поставок в страны Азии немного ниже, чем в Европу, — $20,5 млрд. При этом самый большой рост поставок ожидается во Вьетнам, Сингапур и Таиланд. Там традиционно высок спрос на отдельные виды российских товаров с высокой сырьевой составляющей: нефтепродукты, сталь, удобрения, цветные металлы, а также на вооружение. На третьем месте по объемам возможного прироста несырьевого экспорта — Ближний Восток и Северная Африка. Ожидается, что здесь экспорт вырастет на $16,9 млрд к 2020 году в основном за счет поставок нефтепродуктов, стали, драгоценных металлов и зерновых.