О стабилизации спроса на рынке коммерческого транспорта автопроизводители заговорили еще в прошлом году. По данным агентства «Автостат», за год объем рынка достиг 156,5 тыс. единиц, что на 2,6% больше, чем в 2015 году. А уже в январе 2017-го продажи пошли в рост, причем прибавка в сегменте крупнотоннажной техники достигла 25,5%.
Около 60% всего объема продаж техники сейчас приходится на сегмент легкого коммерческого транспорта, крупнотоннажные грузовики занимают 23% рынка, среднетоннажные — 11%, автобусы — 6%. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается российская марка «КамАЗ» с долей свыше 40%. На втором месте располагается другой отечественный производитель — ГАЗ, а замыкает тройку лидеров белорусский МАЗ. В сегменте легкого коммерческого транспорта лидирует ГАЗ, спрос на продукцию которого быстро растет.
Общий прирост в сегменте тяжелых грузовиков, по данным специалиста, был достигнут за счет продукции европейских брендов. Наконец, вновь возник спрос на технику для магистральных перевозок, отметил представитель Scania, что свидетельствует о росте экономической активности. Тем не менее лучшую динамику показывает все-таки техника российского производства, рассказал начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.
«Из-за привязки к доллару или евро использование иностранного транспорта стало нерентабельным, и перевозчики чаще обращают внимание на российские модели», — объяснил эксперт, добавив, что доверие к отечественной технике растет еще и потому, что ее качество и потребительские свойства становятся лучше. Кроме того, невысока стоимость владения российскими моделями.
О вероятности роста цен на технику в нынешнем году игроки рынка говорят с осторожностью. Компании— импортеры работают с рублевыми ценами, но по-прежнему сильно зависят от курсов валют, уточнил Ханс Тарделль, не исключая возвращения к политике фиксированных цен. «После укрепления рубля в последнее время мы планируем урегулировать цены в зависимости от ожиданий наших партнеров, как это было и ранее», — рассказал о перспективах представитель Scania.
Главный исполнительный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов уверен, что цены падать не будут даже в условиях укрепления рубля. Однако рынку хорошо помогает программа субсидирования автомобилей российского производства, которая помогла увеличить спрос на марки локальной сборки. В результате в топ продаж помимо исконно российских марок вошли Mercedes-Benz, Isuzu и Ford, которые имеют в России собственные сборочные предприятия.
Госпрограмма субсидирования лизинга в 2016 году уже существенно помогла рынку. «За год «Европлан» профинансировал приобретение 3396 автомобилей на сумму 6,091 млрд руб. За счет субсидий клиенты сэкономили 595 млн руб.», — привел цифры Александр Михайлов. А вот иностранные марки, которые не попали в программу субсидирования, резкого повышения спроса не ощутили.
Благодаря продлению программ господдержки в 2017 году спрос на коммерческую технику будет только расти, уверен Александр Михайлов. «Следует отметить, что в регионах растет процент совершаемых сделок. Мы видим плавное увеличение доли бизнеса за пределами столицы», — отметил эксперт.
Кроме того, в правительстве обсуждается запуск аналогичной программы на дорожно-строительную технику, спрос на которую в прошлом году также вырос. «Если сравнивать количество отгруженной строительной техники во время кризиса и сейчас, то в 2016 году было зафиксировано больше новых регистраций моделей для строительных работ», — рассказал Ханс Тарделль.
При этом покупка техники за счет собственных средств и кредитных схем все быстрее уступает место лизингу. Например, российское представительство Scania в 2016 году реализовало более 80% своей техники в России по договорам лизинга. «Дочерняя компания ООО «Скания Лизинг» зафиксировала самую высокую долю финансирования техники с момента основания компании — более 50%. Мы отмечаем высочайшие объемы финансирования не только новой, но и подержанной техники за всю историю компании», — обратил внимание генеральный директор ООО «Скания-Русь».
Принципиально новых сегментов для производителей традиционной коммерческой техники в России не появилось, но рост интереса к экологически чистым технологиям открывает потенциально интересный рынок электротранспорта — сегмент, который может предложить, например, государственные заказы. Так, в прошлом году в столице испытывали электробус марки «КамАЗ», а в январе аналогичную машину представил ЛиАЗ. При этом 13 электрических «КамАЗов» производства компании Drive Electro уже сейчас серийно эксплуатируются в Туле, еще пять машин поставлены в белорусский Гродно.
«Наши электробусы используются в новых районах, где пока нет контактной троллейбусной сети», — объяснил РБК+ генеральный директор компании Drive Electro Сергей Иванов. Он уточнил, что машины имеют запас хода до 70 км, могут использовать инфраструктуру троллейбусных парков, а на зарядку им нужно всего шесть минут.
По словам Иванова, электробус хотя и дороже автобуса, но он окупается через шесть-семь лет за счет экономии на топливе. В Drive Electro надеются не только на рынок пассажирских перевозок. Компания тестирует тягачи с гибридным приводом, а в течение года обещает испытать гибридный мусоровоз. Революцию в мировом масштабе эти машины не сделают, но имеют все шансы открыть новый сегмент в России.